Задачи заочного тура VII Соросовской олимпиады школьников 

по материалам центрального оргкомитета Соросовской олимпиады 
 
 
 

Международная Соросовская Программа Образования в Области Точных Наук (ISSEP) приглашает Вас принять участие в VII Соросов-ской олимпиаде школьников по математике, биологии, физике и химии.

Олимпиада этого года по традиции начинается с проведения заочного тура по математике (для 8, 9, 10, 11-х классов), биологии и химии (для 9, 10 и 11-х классов), физике (для 10 и 11-х классов). Участник может выполнять задания за класс, в котором он учится в 2000/2001 учебном году, или за старшие классы (требования к решениям одинаковы независимо от возраста). Участник Соросовской олимпиады может соревноваться по одному или нескольким предметам. 

Решения заданий по каждому предмету или классу будут проверяться и оцениваться отдельно, поэтому они должны содержаться в отдельных тетрадях. Результаты проверки высылаются участникам в школы. Решения задач будут опубликованы. Участники заочного тура, показавшие лучшие результаты, будут награждены.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ ЗАОЧНОГО ТУРА

Решения задач должны быть представлены на русском языке в обыкновенной школьной тетради в клетку. На обложке напишите печатными буквами свою фамилию, класс и предмет, по которому выполнена работа. 

На первой (белой) странице тетради (за обложкой) напишите печатными буквами разборчиво без сокращений:
1) название предмета, по которому выполнена работа;
2) класс, за который выполнена работа;
3) вашу фамилию, имя, отчество;
4) номер школы или юридическое название школы, в которой вы учитесь;
5) полный адрес школы с индексом;
6) телефон школы с кодом города;
7) полный домашний адрес с индексом;
8) домашний телефон с кодом города;
9) фамилию, имя, отчество вашего учителя по данному предмету.

Внимание! В случае нарушения правил оформления или неразборчивого почерка мы не можем гарантировать, что ваша работа будет проверена.

На второй странице (оборот первой) обязательно выпишите все ответы по всем решенным задачам в порядке их следования в задании. Если вы не решали задачу, то против ее номера поставьте прочерк. Если ответ в задаче выносить не следует, об этом сказано в ее условии.

Условия задач переписывать не нужно. Решение каждой задачи следует писать в порядке ее следования в задании, начиная с третьей страницы. Решение каждой задачи желательно поместить на одном листе (оно должно быть лаконичным, но без ущерба для полноты изложения; при проверке оцениваются фрагменты решения). Решение каждой задачи начинайте с новой страницы.

Работы заочного тура необходимо выслать почтой не позднее 4 декабря 2000 года (для отдаленных районов 13 декабря) по адресу: 117234, Москва, а/я 590, "Олимпиада".

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Первый тур нашей олимпиады по биологии отличается от последующих тем, что он является заочным: время для подготовки и написания ответов не ограничивается несколькими часами, к тому же можно использовать любую литературу. В этом году вариант заочного тура состоит из двух частей: задачи 1-3 предполагают прежде всего работу с литературой, а задачи 4-7 построены так же, как и задачи очных туров (их можно считать тренировочными).

Учащихся, приступающих к решению наших задач, хотелось бы предостеречь от одного типичного заблуждения. Возможность обращаться к литературе при подготовке ответов вовсе не означает, что олимпиадные работы должны напоминать рефераты, а состязание сведется к выяснению того, кто из школьников проявил больше усидчивости и работал в более богатой библиотеке.

Осмысление уже известных фактов - важная часть биологического исследования. Научные проблемы не возникают в готовом виде: "Исходя из перечисленных известных фактов, определить то-то и то-то". Для ученого крайне важно умение собирать необходимую информацию и анализировать ее, проверять разные версии, сопоставляя вытекающие из них выводы с уже установленными свойствами живых организмов. Вот почему на заочном туре вам предложены задачи, для решения которых понадобится согласовывать "полет фантазии" при создании собственных гипотез и анализ фактического материала, найденного в литературе (учебниках, справочниках, энциклопедиях, научно-популярных книгах и др.).

Задачи 1-3 в варианте каждого класса состоят из двух частей - пунктов А и Б. В пункте А требуется ответить на конкретный вопрос о свойствах нескольких организмов, органов или других биологических объектов. После этого в пункте Б нужно сделать выводы: обобщить данные, выдвинуть новые версии и т.п. Мы старались, чтобы решение задач продвинуло вас в понимании ряда важных биологических понятий. Знакомство с ними ценно не только и не столько для успеха на олимпиаде (вовсе не обязательно в задачах второго тура встретятся те же самые понятия), но прежде всего - для расширения ваших знаний. В связи с этим не стоит переживать, если для некоторых объектов, упомянутых в пункте А, вам не удастся найти требуемые сведения. Обычно можно перейти к пункту Б и хорошо с ним справиться, даже не до конца разобрав пункт А.

Внимание! На вторую страницу работы выносятся ответы только на пункт А и только для задач 1-3! При этом достаточно вместо названий организмов, органов или процессов написать их номера в перечне. В ряде случаев названия организмов, приведенные в условиях задач, объединяют несколько биологических видов. Если ответ на поставленный вопрос для разных видов неодинаков, вам следует это указать.
В решении задачи, прежде чем приступать к анализу пункта 5, нужно повторить ответ на пункт А (т. е. текст, вынесенный на вторую страницу работы).

Стремитесь к лаконичности изложения! Переписывание в тетрадь сведений, которые как-то характеризуют рассматриваемый биологический объект, но не помогают получить ответ на конкретный вопрос, не принесет вам никаких дополнительных баллов.

 
 
 
Задачи по физике
10 класс
11 класс
 
 
 
Задачи по биологии
9 класс
10 класс
11 класс
 
 
 
Задачи по химии
9 класс
10 класс
11 класс
 
 
 
Задачи по математике
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
 
 
  
 
vlad@ssl.nsu.ru