Биология в вопросах и ответах

ВОПРОС:  Что такое евгеника?

ОТВЕТ: Евгеника в переводе с греческого - рождение лучших. Это скандальное направление человеческой мысли ищет пути улучшения наследственных качеств человека, используя генетические принципы. Ей всегда было трудно оставаться чистой наукой: за ее развитием пристально следила политика, распоряжавшаяся ее плодами по-своему.

Первым, решившим скорректировать природу человека, был Платон (428-347 г.г. до н.э.). В своем труде "Политик" он пропагандировал государственное регулирование браков, объясняя, как следует подбирать супругов, способных рождать детей с выдающимися физическими и нравственными характеристиками.
В древней Спарте селекцию людей проводили кардинальнее, уничтожая младенцев, не обладающих физическими качествами, необходимыми для будущего воина.

Отцом евгеники, так же как и автором ее названия, стал Фрэнсис Гальтон. В 1869 году он, проанализировав родословные талантливых людей, пришел к двум выводам:
1)гениальные способности наследуются;
2) каждый человек несет в себе груз наследственных признаков, что выражается в характере, интеллекте, болезнях. Условия жизни и обучение уже просто наслаиваются на наследственность.

Первые евгеники изучили немало родословных отдельных семей, находившихся на различных уровнях социальной иерархии. Они обнаружили поразительные факты, свидетельствующие о генетической обусловленности социальной деятельности. Например, среди 1394 мужчин из семьи Эдвардсов в США не менее четверти лиц внесли заметный вклад в общественную жизнь и вошли в историю. Среди них - талантливые ученые, писатели, юристы, политики, священнослужители, врачи, высшие офицеры.

В роду И.С. Баха известно 56 родственников - музыкально одаренных людей. Тогда же Ф. Гальтон и пришел к общему выводу о том, что шансы сына знаменитого отца стать известным человеком в пятьсот раз превышают шансы случайного человека.

А как с примерами противоположного свойства? Один из классических примеров - семейство Джюков, возникшее в 18 веке в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и беспутной женщины. Из 2500 потомков Джюка около шестисот оказались слабоумными, а 55% - ворами, мошенниками, пьяницами, бродягами и проститутками. К концу 19 века нанесенный ущерб этим семейством государству (США) оценен в 1,2 млн. долларов - сумма по тем временам огромная.

Получив в руки эту козырную карту, политики разных стран решили побить одним махом все проблемы, связанные с умственно отсталыми, психически больными, алкоголиками, преступниками. Под лозунгом "улучшения человеческого вида" они стали бороться с носителями "мусорных" генов. В первом десятилетии нашего века в 30 штатах Америки были введены евгенические законы, позволяющие насильственно стерилизовать людей за наличие у них преступных наклонностей.

Дальше всех пошла Германия, окрестившая евгенику "расовой гигиеной". И представители "превосходной нордической расы" стали уничтожать новорожденных с пороками развития, умственно отсталых и евреев как "носителей чужеродного генотипа".

В России сторонниками евгеники были крупнейшие биологи и генетики: Н.К. Кольцов, А.Ф. Филипченко, А.С. Серебровский. Изучение умственных способностей как количественного признака нашло отражение в создании специальной анкеты, которая распространялась среди Петроградской интеллигенции. Эти работы по распространению и анализу анкет были начаты в 1921 г. по предложению Н.К. Кольцова - главы московской генетической школы. Сам подход был весьма разумным в условиях ограниченных материальных возможностей для экспериментальной работы в то время. Базой исследования служило Бюро по евгенике при Комиссии по естественным производительным силам России (КЕПС), организованное Ю.А. Филипченко в 1921 году одновременно с Ленинградским отделением Русского евгенического общества.

Материалы 605 анкет, собранных Ю.А. Филипченко, послужили основой для ряда статей по наследственности человека, из которых особо следует отметить работу "Интеллигенция и таланты", опубликованную в 1925 г. в журнале "Известия бюро по евгенике" - издании, также основанном этим выдающимся ученым. В упомянутой статье Ю.А. Филипченко рискнул дать определение интеллигенции, хотя и осознавал, что "определение это далеко не совершенное, но такова уж судьба почти всех определений: "Под интеллигенцией мы понимаем представителей тех профессий, занятие которых связано с большой умственной работой и требует, с одной стороны, долгой выучки, с другой - наличия известных способностей". В этой же статье он отмечает, что гены от благоприятного сочетания которых зависит проявление талантов, распространены среди всех слоев общества. В то же время наибольшая их концентрация обнаруживается в среде интеллигенции. Именно по этой причине ближайшие предки высоко одаренных людей чаще всего относятся к среде интеллигенции.

С А.С. Серебровским связывают мечтания о создании породы людей, которые могли бы выполнять пятилетки за 2,5 года за счет обеспечения женщин спермой вождей революции. Советским женщинам повезло - в 1930-x годах генетика человека в нашей стране была официально провозглашена нацистской наукой, и все исследования в этой области были закрыты.

Сегодня евгеника направлена на искоренение в человеческом роде наследственных заболеваний. Известно, что лечение и профилактика заболеваний сохраняют вредные гены, которые раньше исчезали со смертью больного. По словам выдающегося российского генетика Н.П. Дубинина, медицина, выхаживающая ростки жизни, подтачивает этим общую наследственность человека, т.е. забота о здоровье отдельной личности вступает в конфликт с заботой о здоровье рода.

Совершенно очевидно, что прежде чем проводить в жизнь какую-либо положительную евгеническую программу, необходимо прийти к какому-то общему мнению относительно желательных особенностей. Обществу, состоящему из одних гениев, вероятно, не легко было бы существовать. Приспособляемость, эмоциональная устойчивость, здоровье и другие качества, вероятно, также желательны, как и умственная одаренность. Современное общество чрезвычайно сложно и требует выполнения разнообразнейших обязанностей, а, следовательно, и нуждается в людях с разнообразнейшими темпераментами, умственными способностями, талантами и силами".

Более важно другое возражение-вопрос: кто будет проводить в жизнь мероприятия по коррекции генофонда? Очевидно, что такой заказ не может быть ни классовым, ни профессиональным, он должен быть только общечеловеческим. Его может дать только то общество, для которого мерой ценностей будет отношение не к массе и не к избранной по идеологическим соображениям группе людей, а к каждому индивидууму... Только в этом случае мечты о новом человеке не обернутся предстоящей трагедией мечтателей. Будет ли такое общество когда-нибудь на Земле?

Источники:

И.Ф. Жимулев "Генетика". Курс лекций для студентов третьего курса НГУ.
http://www.nsu.ru/biology/courses/genetics/index.html

Литература:

Акифьев А.П. "Хомо советикус - хомо сапиенс?", "Знание - сила" N7, 12-19, 1991,
Акифьев А.П. "Евгеника: вечный монстр или надежда человечества?", "Знание - сила" NN5-7, 26-32, 40-41, 1992,
Акифьев А.П. "Гены. Человек. Общество", М., Прасковья, 1993,
Вилли К. "Биология", М., Мир, 1966.
 

 
[ Предыдущий вопрос    Оглавление      Следующий вопрос ]
 

vlad@ssl.nsu.ru