Физика в вопросах и ответах

Стиль и орфография вопросов сохранены в оригинальном виде.
  1. Есть утверждение: "Субъективная характеристика звука громкость соответствует объективной характеристике звука интенсивности." Я думаю, что это утверждение не верно, так как субъективная громкость зависит так же от частоты, но мой преподаватель считает, что она верна. Кто из нас прав?
  2. У меня вопрос относительно того, почему гудят высоковольтные провода. Чего только не читал: у Асламазова, что это связано с ветром, у Тарасова, что с коронными разрядами, так же о взаимодействии с магнитным полем Земли. В чем же причина?
  3. Решал я задачки по физике, а в вопросе такие данные - 1mA достаточно для человека, чтобы почувствовать ток, 5mA - будет больно, выше 15mA - человек теряет контроль над мышцами, 70mA ... С сухой кожей сопротивление тела от одной руки до другой 1.105 Ом с мокрой 5.103 Ом. Правильны ли эти числа? Если нет, то интересно бы узнать правильные.
  4. Я слышал про ионные двигатели. Используются ли они на ракетах?
  5. Что такое теорема вириала?
  6. Иногда на небе видно два солнца. Я не знаю, какова закономерность этого явления. Считаю, что это оптический обман. Если - да, то в чем он заключается?
  7. Почему создается эффект обратного вращения колеса при быстром движении (например, кареты)?
  8. В Библии было написано о Всемирном потопе. Учительница физики вычитывала, что таких потопов было около пяти, из-за смещения оси Земли. Так ли это?
  9. Правда ли, что Земля замедляет свой ход? С чем это связано?
  10. Почему, когда ракета стартует, сгорает столько кислорода, сколько его вырабатывает за 20 лет большой лес?
  11. Почему, когда капнешь воду на раскаленную плиту, вода не стекает, а скапливается в середине и почти не испаряется?
  12. Правда ли, что вода, кипяченая вчера, содержит больше вредных веществ, чем сырая?
  13. Почему вода в Австралии стекает в водопровод по часовой стрелке, а в России - против часовой?
  14. Как Авогадро открыл число 6.1023?
  15. Сколько звезд на небе?
  16. Почему в капсуле, приспособленной для жизни людей под водой на глубине 110 м, вода не кипела при нагревании до 300 градусов?
  17. Почему конек едет по льду?
  18. Можно ли изобрести вечный двигатель?
  19. В каком году и кем был выпущен первый учебник по физике?
  20. Почему радиация веществ вызывает малокровие?
  21. Возможна ли телепортация?
  22. Кто придумал Интернет?
  23. Как телевизор влияет на нервную систему человека?
  24. Маятник (стальной шарик на нити) довольно быстро останавливается. Под стальной шарик положили магнит. Период уменьшился. Почему увеличивается время затухания, и плоскость колебаний меняется?
  25. Что такое "шаровая молния"?
  26. Почему, когда размешиваешь чай, чаинки собираются в центре образовавшейся воронки?
  27. Кто изобрел часы?
  28. Почему земля вращается вокруг своей оси, а не беспорядочно?
  29. Противоречат ли законам физики путешествия во времени в обоих направлениях?
  30. Меня интересуют принципы работы частотного смесителя, который используют в датчиках движения. Не могли бы Вы выслать мне схему (принципиальную) частотного смесителя. Буду очень благодарен, если схема будет на микросхемах.
  31. Каким способом можно рассчитать средний промежуток времени между 2-мя столкновениями молекул в газообразном атомарном водороде, если скорость движения атомов неизвестна? Известны: радиус атома водорода, температура, длина свободного пробега между 2-мя столкновениями.
  32. Когда свет падает на какой-либо предмет, часть света отражается. В этом случае фотон на очень-очень короткое время контактирует с предметом. Становится ли на это очень короткое время скорость фотона равной нулю? Ускоряется ли фотон после этого?
  33. Почему вода камень точит?
  34. Что произойдет если Землю просверлить насквозь и бросить туда камень, что будет с камнем?
  35. Сколько солнечных систем существует во Вселенной?
  36. В чем заключается теория возмущения?
  37. Правда ли, что у планеты Земля есть двойник и его не видно, потому что он находится в противофазе?
  38. Меня интересует, как можно представить электроны? Как волну или как кванты и элементарные частицы?
  39. Как возникают ураганы, торнадо? Как возникает энергия, движущая ураган?
  40. Почему именно красный цвет означает остановку, а не какой-нибудь другой (у светофора)?
  41. Меня интересует вопрос: распределение электронов вокруг ядра и как определяются траектории электронов?
  42. Почему волны прибиваются к берегу, даже когда ветер дует с берега?
  43. Как выглядит F-облако?
  44. Почему человек не падает с велосипеда?
  45. В вакуумной комнате стоит холодильник. Температура в комнате 20 градусов. Холодильник начал работать. Что случится с температурой: увеличится, уменьшится или останется прежней?
  46. Что такое принцип неопределенности?
  47. Что такое квазар?
  48. Известно, что существует солнечный ветер. Луна вращается вокруг Земли по орбите. Почему Луну не "сдует" с орбиты?
  49. Как сделать самому из подручных материалов (если очень захотеть и иметь возможность достать все необходимые компоненты) лазер любого типа (не указка, а способный выжечь след, хотя бы на бумаге или оплавить)?
  50. Зачем поезд, перед тем как тронуться, сдает назад?
  51. Почему в году 365 дней?
  52. Можно ли с помощью льда разжечь огонь?
  53. Почему приемник инфракрасных излучений на телевизоре плохо принимает эти сигналы с ПДУ при ярком свете?
  54. Какие химические элементы, кроме Ca-Sr, Fe-Mn мигрируют в природных средах в парной зависимости?
  55. Сколько планет в солнечной системе имеют кольца? Как и почему они образовались? Какое значение они имеют для планет?
  56. Какова связь между расстоянием до мгновенного центра вращения и радиусом кривизны траектории?
  57. Почему у спирта крепость 96 градусов, а не больше?
  58. Как образуются сосульки на крышах, и с чем это связано?
  59. Почему при закате солнце разделяется полосой?
  60. Почему пуля может отрикошетить от поверхности водоема?
  61. В учебнике по физике за 1994 год, написано, что КПД max = 44% - имеют двигатели дизеля. Чему равно максимальное значение КПД двигателя на данный момент времени. Есть ли какое-нибудь достижение? Если есть, то учеными какой страны оно достигнуто?
  62. Что произойдет с человеком, если его выбросить в открытый космос??? Пожалуйста, опишите.
  63. Почему, несмотря на очень большую температуру, ядро Земли находится в твердом состоянии?
  64. Почему звезды падают?
  65. Что такое метеорный дождь Леонид?
  66. Как устроены новые "быстрые" коньки?
  67. Какое максимальное количество информации возможно записать на магнито-оптический носитель в настоящее время?
  68. Как возникают землетрясения?
  69. Есть ли у вселенной край?
  70. Почему во время цветения черемухи бывают похолодания?
  71. На какой минимальной широте можно наблюдать полярные сияния?
  72. Сколько лет астрономии?
  73. Какое влияние оказывают различные поля (электрическое, магнитное, электромагнитное и др.) на человека?
  74. Какова история и функция темного пятна на Солнце?
  75. Скажите, какого объема существуют жесткие диски, и какие фирмы их произвели?
  76. Какое давление в чёрной дыре?
  77. Расскажите, пожалуйста, о турбулентности.
  78. Могут ли быть причиной выхода из строя "сидирома" радиоволны, исходящие от радиостанции "Алинко", мощностью выходного сигнала не более 5 Вт. Этот вопрос возник из-за того, что известен выход из строя 4-ех "сидиромов" (3 от компьютера и 1 от музыкального центра). Обычно "сидиромы" выходят из строя очень редко.
  79. Если предположить, что все здания в Москве построены из кирпичей, какое количество кирпичей для этого понадобится?
  80. Выполняется ли закон Дальтона для реальных газов?
  81. Как измерить массу тела в космосе, ведь там нет веса?
  82. Не предвидят ли ученые падения какой-либо кометы на Землю?
  83. Какой сейчас самый распространенный язык программирования (кто изобрел, когда)?
  84. Чем отличаются процессоры Пентиум-II и Пентиум-III?
  85. В периодической системе элементов разных изданий (в новых учебниках, справочниках) по разному даны названия химических элементов: 104 - курчатовий, дубний, резерфордий, 105 - жолиотий, дубний, 106 - сиборгий, резерфордий,108 - ганий, хассий. Каковы точные названия новых химических элементов с NN104 - 108?
  86. Дополнение к ответу на вопрос 48: почему Луну не "сдувает" с орбиты солнечный ветер?
  87. Дополнение к ответу на вопрос 81: как измерить массу тела в невесомости?
  88. Когда начинается XXI век? Или же (с другой точки зрения), что произойдет в ночь с 31 декабря 1999г. на 1 января 2000г.: начало 21 века, конец 20 века, начало нового тысячелетия или просто начало еще одного нового года?
  89. Расскажите про проект TSS (попытка потянуть кабель между двумя космическими кораблями). Почему предполагалось, что будут увеличиваться высота полета шаттла?
  90. Как известно дифракция волн объясняется по принципу Гюйгенса-Френеля возникновением вторичных волн в каждой точке фронта волны. Тогда почему же волна не движется назад, ведь вторичные волны равномерно распространяются во всех направлениях.
  91. В 60-х годах для питания радиоприемников использовались батареи термоэлементов, устанавливающиеся на керосиновые лампы. Хотим использовать подобные конструкции в походных условиях. Какие есть схемы, описания?
  92. Как происходит движение планеты Земля вокруг Солнца? (учитывая прецессию, флуктуационные явления, вращение Луны и т.д.)
  93. Является ли 2000-й год високосным? Вроде бы годы, количество столетий которых делится на 4 и которые заканчиваются двумя нулями, таковыми не являются. А во всех календарях и компьютерах в феврале 29 дней.
  94. Как устроена так называемая лазерная указка? Какой тип лазера в ней применяется? Как осуществляется "энергетическая накачка" рабочего тела с учетом небольшой мощности источника питания? Представляет ли указка реальную опасность для глаз? Какое практическое применение можно придумать для лазерной указки, в частности, какие физические эксперименты можно провести с ее применением?
  95. Вопрос школьников, которые после телевизионной передачи не смогли найти ответ у учителей. Речь идет о пирамидах. То, что внутри пирамид наблюдаются необычные явления (не пропадает мясо, не замерзает вода и многое другое). Что такие пирамиды кто-то (институт ли или независимые исследователи) строят по России - в Москве, в Красноярске. Известно ли Вам то, о чем идет речь? Просим разъяснения.
  96. Известно, что масса покоя фотона равна нулю. Но в учебнике Мякишева и Буховцева "Физика-11" пишется: при объяснении дефекта масс на стр. 203 - "излучаемые гамма-кванты обладают энергией связи и массой Eсв/c2", на стр. 207 - "рождение электронно-позитронной пары, например, при столкновении фотона достаточно большой энергии (его масса должна быть больше суммы масс покоя рождающихся частиц) с ядром". Хотелось бы внести ясность в вопрос о массе фотона.
  97. Измеряли ли напрямую значение массы покоя фотона?
  98. Почему при стирке в стиральной машине все белье залезает внутрь пододеяльника, даже если дырка в нем очень маленькая?
  99. Дополнения к ответу на вопрос 98 про стирку пододеяльника
  100. К вопросу о стирке. Возможно ли из простых соображений оценить время, в течение которого система "пододеяльник - мелкое белье" придет в равновесное состояние?
  101. В учебных целях нам необходимо организовать в рамках класса сеть имитирующую работу internet cети. Т.е. посылать и принимать электронную почту внутри класса, используя почтовые программы, а так же используя Explorer заходить в соседние компьютеры. 1. Можно ли это организовать? 2. Какие программы необходимы? 3. Как организовывается сеть (протокол, настройки)? 4. Литература, освещающая эти вопросы? Мы имеем 13 компьютеров Pentium-120
  102. Почему мокрая рубашка темнее, чем сухая?
  103. Действует ли закон Всемирного тяготения в том виде, в котором мы его применяем, для масс, сравнимых с общей массой Вселенной? Ведь если F = GMm/R2, где F - сила гравитационного взаимодействия; M и m - массы взаимодействующих тел, а R - расстояние между ними, то если представить себе, что вся Вселенная, кроме одной ОЧЕНЬ незначительной ее части, "стянулась" в своеобразный шар, сила взаимодействия между ними должна быть чудовищной! Но если посмотреть на дело с другой стороны, картина окажется противоположной. Различные силы природы (сила трения, сила упругости и др.) стремятся "вернуть все как было", а еще стремятся к нулю. Таким образом, возвращаясь к приведенному случаю, рассмотрим его опять. У нас была Вселенная, от нее "оторвали" незначительную часть (примем ее за материальную точку), и сила, возникающая при этом, должна быть соразмерной, т. е. НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ!
  104. Можно ли увидеть звезды днем (не при солнечном затмении): a) невооруженным глазом; b) с помощью телескопа. Если - да, то при каких условиях?
  105. Излучает ли электромагнитные волны колебательный контур?
  106. Можно ли рассчитать упаковку информации на лазерном диске (кол-во дорожек на см), пользуясь подручными средствами и лазером? Если да, то, каким образом?
  107. Недавно я прочитала очень любопытную статью, называлась она "Космическая парадигма вселенной". Вот некоторые ее фразы: "Исследовательская группа под руководством Alain Aspect при университете в Париже представила эксперимент, который может оказаться одним из самых значительных в ХХ веке - Aspect и его группа обнаружили, что в определенных условиях элементарные частицы, например, электроны, способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними...." (саму статью я нашла на www.aires.spb.ru/Info/Gol-Univ_ru.html) А прочитав ее, я задумалась, а каким образом вообще можно ОБНАРУЖИТЬ мгновенное взаимодействие, и... не нашла ответа. Если кто-то знает, КАК это сделать, напишите, пожалуйста. И вообще, что Вы думаете о статье?
  108. В газете "Известия" 21.07 написано, что экспериментально измерена скорость движения лазерного луча, которая оказалась в 310 раз больше скорости света в вакууме. Напишите об этом подробнее.
  109. Правда ли Земля будет "переворачиваться"?
  110. Какую массу и скорость должен иметь метеорит, чтобы разрушить Землю?
  111. Как работает лазерный принтер?
  112. Как доказать, что поверхностная плотность заряда обратно пропорциональна радиусу кривизны поверхности?
  113. Как известно два проводника с током притягиваются магнитным полем, если ток течет в них в одном направлении. Будут ли взаимодействовать так же два электрона, летящие параллельно (имеется ввиду только магнитное, не электрическое, взаимодействие) - ведь с точки зрения СТО они покоятся друг относительно друга.
  114. Какое различие между понятиями "центр масс" и "центр тяжести"?
  115. Почему запах не чувствуется против ветра, хотя тепловые скорости молекул близки к скорости пули?
  116. Известно, что в начале прошлого учебного года (в течение первой учебной четверти) было изменено содержание преподавания физики в 7-9 классах государственных школ. Изменения носили структурный характер. Однако областная олимпиада по физике, проводившаяся в январе 2000 года по своему содержанию соответствовала прежней структуре и содержанию. Осталась уверенность в окончательности изменений в области преподавания. Учителя физики нашей школы и других школ города обеспокоены тем, что и содержание олимпиад претерпит изменение в соответствии с изменившейся программой. Нормативных документов, посвященных данному вопросу, найти не удалось. Изменятся ли содержание и уровень сложности заданий теоретического и экспериментального тура областных, зональных и всероссийских олимпиад в этом учебном году?
  117. Можно ли, не имея Windows, работать с файлами Word?
  118. Нет ли у Вас следующих данных: 1.Состоится ли 3 тур VI Соросовской олимпиады? 2.Если нет, то будет ли подведение итогов по VI олимпиаде? 3.VII олимпиада в каком объеме предполагается?
  119. Скажите, почему гелий (при температуре порядка 1-5 Кельвинов) не бывает твёрдым. Знаете ли вы какие-нибудь теории по этому поводу?
  120. Почему элементарные частицы могут иметь только определенные значения массы? Вот одна цитата (заранее извиняюсь за возможную неточность перевода): "Свободный нейтрон нестабилен и вследствие слабого взаимодействия распадается на протон, электрон и электронное антинейтрино. При распаде нейтрона оставшаяся масса, эквивалентная приблизительно 1,3 Мэв, тратится на создание электрона (0,5 Мэв) и на кинетическую энергию появившихся частиц (0,8 Мэв)" (Ситенко, Тартаковский "Теорiя ядра", 2000). Как энергия "знает", какую часть себя превратить в массу, а какую - расходовать на движение? Иными словами, есть ли теоретически обоснованный ответ на вопрос, почему, например, на образование электрона тратится 0,5 Мэв, а не 0,6 Мэв или 0,4 Мэв?
  121. Вы не могли бы рассказать по-подробнее о явлении перенормировки масс? Это имеет отношение к соотношению неопределенностей?
  122. В прессе я услышал, что корпус подводной лодки "Курск" будет разрезаться струей воды. Вопрос: какими должны быть скорость и диаметр струи, чтобы разрезать металл определенной толщины?
  123. Почему шаровая молния отличается от других молний?
  124. Почему именно к 19 января возникают крещенские морозы?
  125. Почему обязательно в конце века или тысячелетия очень возрастает число стихийных бедствий и т.п.?
  126. Дополнение к ответу на вопрос 125 про возрастание числа стихийных бедствий в конце тысячелетия
  127. Может ли астроном-любитель сделать открытие?
  128. Производились ли ядерные взрывы в космосе?
  129. Ответы автора "Чернобыльских зарисовок" на поступившие вопросы
  130. Какова будет примерная форма большой медведицы через 50000 лет и почему?
  131. Почему, с точки зрения скрытого контроля звука, применение направленных микрофонов затруднено?
  132. На чем основан эффект "Звук вокруг"(3D-sound)?
  133. Почему опасно хвататься за ЛЭП, в то время как птицы там сидят?
  134. Как согреть квартиру при отключении батарей отопления?
  135. Дополнение к ответу на вопрос 125 про возрастание числа стихийных бедствий в конце тысячелетия
  136. Как правильно провести эксперимент Бенара со школьниками? Какие пренадлежности надо использовать и есть ли какие-либо тонкости в процессе его проведения? P.S.: Проводили его уже шесть раз, пока результатов никаких.
  137. Есть два мнения о пользе экранных фильтров для мониторов ПЭВМ (например, "Русский щит"): использование фильтров полезно, использование фильтров бесполезно, а иногда и вредно. Какое из мнений справедливо на самом деле?
  138. Откуда появилась Луна?
  139. Где почитать про свойства песка?
  140. Почему полеты на Марс опаснее и сложнее, чем полеты на Венеру?
  141. Я слышала, что якобы в самом "начале времен", в первые мгновения после Большого Взрыва, произошло нарушение пространственно-временной (ударение на последний слог) инвариантности, в результате чего образовался небольшой избыток протонов, и именно из этого избытка образовалась Вселенная. Саму эту идею привела так, как запомнила, если написала какую-то глупость, скажите; сама она для меня остается немного (да, пожалуй, что и сильно) туманной, особенно нарушение симметрии пространства-времени... ни почему так произошло, ни почему это прекратилось, сказано не было. А ведь главный вопрос "почему?", не так ли?
  142. Я слышала, что изучая пласты лавы со дна океана, из области древних тектонических разломов, геологи пришли к выводу, что в течение своей истории Земля пережила несколько странных процесов - ее магнитные полюса менялись местами. Что Вы скажете на это?
  143. До настоящего времени (по моему мнению) не решен авторами учебников физики вопрос о силах. В силу определения: сила - это мера взаимодействия тел. В настоящее время существует 4 фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Значит должно быть и 4 силы. В учебниках же приводятся различные названия сил. Вот некоторые из них: сила тяготения, упругости, трения, сопротивления среды, инерции, бросания, веса, Архимеда, Лоренца, Ампера, Кулона, центростремительная и центробежные силы и т.п. От подобного изобилия названий сил рассеивается внимание, пропадает желание и старание. Нужно ли это изобилие названий? Нельзя ли их свести к четырем, соответствующим взаимодействиям тел в природе?
  144. Дополнение к ответу на вопрос 108 про про экспериментальное обнаружение движения со скоростью, большей скорости света
  145. Правда ли, что ученые выдвинули гипотезу (основанную на наблюдениях), что вселенная расширяется с ускорением - значит, есть внешняя сила, которая "растаскивает вселенную"!
  146. Кто изобрел телевизор?
  147. Почему так непохожи друг на друга и расположены в разных областях солнечной системы планеты земной группы и планеты-гиганты?
  148. Были ли американцы на самом деле на Луне?
  149. Как вы можете объяснить что Луна, встающая над горизонтом имеет диск больший, чем когда она высоко в небе?
  150. Дополнение к ответу на вопрос 47: что такое квазар?
  151. Как решить задачу 3.7 из задачника Киприянова?
  152. Почему весна в городе наступает раньше, чем в сельской местности? Опишите основные факторы, приводящие к этому. Как произвести численные оценки того, что будет, если однажды из города вывести весь снег за его территорию (за территорию города)?
  153. Дополнение к ответу на вопрос 152 про наступление весны в городе: спешите - снег скоро растает!
  154. Планета Плутон - это планета или кусок льда?
  155. Дополнение к ответу на вопрос 118 про VII Соросовскую олимпиаду: альтернативная олимпиада по математике
  156. Какие сверхновые вспыхнули в нашей Галактике в минувшее тысячелетие?
  157. Меня интересует решение задачи: "К дну сосуда с жидкостью (rж) за нить привязан поплавок (rп < rж), находящийся в жидкости. На какой угол отклонится нить от вертикали, если сосуд будет двигаться с постоянным ускорением в горизонтальном направлении? Чему равна сила натяжения нити?"
  158. Дополнение к ответу на вопрос 154 про Плутон
  159. Еще одно дополнение к ответу на вопрос 152 про наступление весны в городе
  160. Разъясните, почему в наших учебных пособиях парсек имеет обозначение "пк". А в пособии И.С.Шкловского, 1976 г., (на которое собственно ссылается учебник) эта же величина обозначена - "пс"? Что же она в действительности?
  161. Не могли бы Вы прокомментировать нижеприведенную статью. Думаю, что Ваше мнение будет интересно не только мне. Оригинал находится по адресу http://euro.svoboda.org/programs/ST/2000/ST0707.shtml
  162. Кометы кометного облака Эпина-Оорта образовались вместе с планетами, а потом были отброшены за Плутон. Объяснения я этому в книгах не нашел. Я думаю они были отброшены вследствие их вращения вокруг Солнца. Так ли это?
  163. Не могли ли вы помочь насчет требований к кабинету информатики (хочется поменять интерьер кабинета) включая ТБ и ПБ.
  164. Что такое эффект Керлиана?
  165. Если можно, объясните, почему при больших температурах теплоёмкость при постоянном давлении и теплоёмкость при постоянном объеме ведут себя по-разному (насколько мне известно вторая из них имеет экстремум).
  166. Будет ли гореть свеча в невесомости?
  167. Какие законы физики на основании чего подлежат коррекции? Есть ли общий подход к данной проблеме?
  168. Одинаковы или нет скорость нагревания и охлаждения вещества? Чем эти процессы определяются?
  169. Во всех школьных учебниках физики, в том числе и в учебнике "Физика 11" Мякишева и Буховцева утверждается, что для излучения эл.-м. волн заряженные частицы должны двигаться с ускорением (параграф 29, раздел "Излучение электромагнитных волн"). Там же говорится, что "электромагнитное поле излучается заметным образом не только при колебаниях заряда, но и при любом быстром изменении его скорости". Более того, на с.176 при описании противоречий в планетарной модели атома Резерфорда утверждается, что "...движение электронов по орбитам происходит с ускорением, причем весьма немалым. Ускоренно движущийся заряд по законам электродинамики Максвелла должен излучать электромагнитные волны с частотой, равной частоте его обращения вокруг ядра. Излучение сопровождается потерей энергии... Как показывают строгие расчеты, основанные на механике Ньютона и электродинамике Максвелла, электрон за время порядка 10-8с должен упасть на ядро". В модели Резерфорда электрон вращается равномерно, т.е. с a=const. Аналогичное утверждение содержится, например, в учебном пособии "Физика" для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики под редакцией А.А.Пинского. В параграфе 23 читаем: "Экспериментально установлено, что электромагнитные волны возникают при движении электрических зарядов с ускорением". И все бы хорошо, но в старом "Курсе физики" под редакцией академика Н.Д.Папалекси (т.2, ОГИЗ, М.-Л., 1948) в главе XIII, написанной С.М.Рытовым, на с.298 утверждается, что "...излучения эл.-м. волн нет при равноускоренном движении заряда (т.е. при движении под действием постоянной силы)". Об этом же пишет А.И.Китайгородский в книге "Введение в физику" ("Наука", ГРФМЛ, М., 1973, с.293): "Теория показывает, что электромагнитное излучение образуется тогда, когда электрические заряды движутся неравномерно, ускоренно... Нет излучения электромагнитного поля у зарядов, движущихся под действием постоянной силы, например у зарядов, описывающих окружность в магнитном поле". Значит наличия ускорения недостаточно? Движение зарядов должно происходить с переменным ускорением? Так ли это? В БСЭ (3-е издание, т.10, с.68) в статье В.И.Григорьева "Излучение" в двух местах говорится об излучении эл.-м. поля при ускоренном движении зарядов, но не оговаривается, что при этом ускорение должно быть переменным. На последней странице второго тома "Курса общей физики" И.В.Савельева утверждается, что "...при произвольном ускорении излучение представляет собой не монохроматическую волну, а состоит из набора волн различных частот". Итак, при a =/= 0 по Савельеву излучение (пусть и немонохроматическое) есть. В общем, я запутался. Помогите!
  170. Прокомментируйте планы подъема подводной лодки "Курск" на http://www.ntv.ru/russia/15May2001/risekiursk.html
  171. Известно, что свободные электроны в металлах (электроны проводимости) - квантовые объекты. Я где-то слышал, что концентрация таких электронов изменяется при удалении от оси круглого проводника. Она наибольшая у поверхности и наименьшая у оси. Если это так, то при протекании в таком проводнике постоянного электрического тока должен существовать своеобразный скин-эффект (как и при передаче по проводнике высокочастотного переменного тока). Так ли это? Где об этом можно прочитать?


vlad@ssl.nsu.ru
TopList