Могут ли школьники эффективно заниматься научными исследованиями?
Опыт нашей многолетней работы с одаренными детьми говорит - да!

Главное - удачно сформулировать поставленную перед школьниками задачу
и обеспечить для них условия работы.

Задачи мы выбираем так, чтобы, несмотря на внешнюю простоту формулировок,
они касались малоисследованных областей науки.
Это способствует очень высокой заинтересованности как школьников,
так и преподавателей - сотрудников научно-исследовательских институтов.
Задачи формулируются в доступной и интересной для школьников форме, например:
Почему сбегает молоко?
Как шарик тонет в пене?
От чего зависит темп хода песочных часов?
Именно в экспериментальном исследовании талантливый школьник
может реально претендовать на получение нового научного результата.
Задачу мы даем разновозрастной группе школьников, к которой прикрепляется научный руководитель.
Школьники обеспечиваются всем необходимым для проведения собственных исследований:
доступом в научные библиотеки, лабораторным оборудованием, компьютерами,
возможностью получить квалифицированную научную консультацию.
Ход исследований регулярно обсуждается на научных семинарах с участием ученых-профессионалов.
Режим исследовательской работы школьников должен
сочетать в себе индивидуальные и групповые формы работы и чередовать фазы расслабления и концентрации.

Психологами установлено:

  • Наиболее развивающей для одаренных детей является такая деятельность, при которой одаренный ребенок имеет возможность общения со столь же одаренными сверстниками (Karnes, Shwedel, & Linnemeyer, 1982)
  • Для одаренных детей типично ощущение неудовлетворенности, в любом виде деятельности они не успокаиваются, пока не достигнут наивысшего уровня (Whitmore, 1980)
  • Сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат его деятельности (Hansberg, 1986)
  •  

    Наберитесь терпения, результаты не заставят себя ждать






    vlad@ssl.nsu.ru