Педагогический вестник

Генрих Саулович АЛЬТШУЛЛЕР
О качествах творческой личности (воспроизведено по изданию: Г.Альтшуллер "Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986., с.178-181)

Этот материал был одним из первых опубликованных материалов по Теории Развития Творческой Личности, которую Г.С.Альтшуллер начал разрабатывать с одним из своих учеников, И.М.Верткиным.

Сборник материалов по ТРТЛ, переработанных и дополненных при поддержке минской школы ОТСМ-ТРИЗ и Лаборатории Изобретающих Машин (НИЛИМ), вышел в Минске в начале 90-х годов:Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин "Как стать гением: рабочая книга по Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ)"

Материалы этих работ оказали существенное влияние на все тризовское движение, и легли неким водоразделом между отдельными ветвями движения тризовцев. Это новая ступень в развитии ТРИЗ. Как всякая система в своем развитии стремится выйти в надсистему, так и ТРИЗ рано или поздно должна была выйти в одну или несколько надсистем. ТРТЛ - одна из них, может быть, самая важная и трудная для изучения.

Это направление развития ТРИЗ неизменно вызывает интерес у педагогов.

С ТРТЛ и книгой "Как стать гением" связано много споров. Видимо, это говорит о ее неугасающей актуальности. Когда вы будете читать эту книгу, не забудьте, что она построена на анализе около 1000 биографий различных людей, вошедших в энциклопедии мира.

На некоторых читателей книга производит гнетущее впечатление потому, что она целенаправленно концентрирует только негативный опыт отношения Человечества к своим Гениям.

Это своеобразный сборник задач, с которыми сталкиваются творческие люди, начиная с детства, на протяжении всей жизни и даже после смерти. Ведь смерть для таких людей не существует, и они вынуждены бороться с внешними обстоятельствами, даже погибнув.


Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею решения. Но идею нужно разработать, доказать её новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги "Жизнь - поиск" Борис Фёдорович Данилов писал: "Создание новшества идёт примерно по четырём этапам. Обдумывание цели (идеи) - это нелегко. Добиться её признания значительно труднее. "Обжелезить" и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще". (Данилов Б. Надежда новатора. - Литературная газета, 1985, 1янв., с.2.). Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так - по четырём этапам - резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью (я бы сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.

Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют "умением держать удар". И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности - минимально необходимый "творческий комплект".

1. Прежде всего нужна достойная цель - новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъёмкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришёл к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шёл к цели (один штрих: а.с. 1048196 Гулиа получил в 1983г. - по заявке, сделанной ещё в 1964г; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остаётся смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц.

В идеале нужна система (описанная Д.Граниным в книге "Эта странная жизнь"), которой придерживался биолог А.А.Любищев. Это регулярный учёт выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.

В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходиться начинать с нуля. М.К.Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошёл в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.

3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная "выработка" - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трёх часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пикара пишут: "Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пикар пришёл только благодаря систематическим, продуманным поискам решения"... (Лятиль П., Ривуар Ж. С небес в пучины моря. - М., Гидрометеоиздат, 1967, с.54). Разумеется, во времена Пикара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приёмов. Не случайно многие задачи, решённые в своё время Пикаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.

5. Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар". Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пикару довелось испытать многое: нехватку средств, издёвки журналистов, сопротивление морских специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к "Большому погружению" (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повёл его сын Жак. Пикар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением: мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании.

Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводиться комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А.А.Любищева). Разумеется, показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой - результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму. С 1983/84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей.

Цитируется по http://www.triz.minsk.by


[ Предыдущее сообщение     Оглавление     Последующее сообщение



vlad@ssl.nsu.ru