Педагогический вестник

Н.В.КАРЛОВ, Н.Н.КУДРЯВЦЕВ
"Много званых, но мало избранных..." (статья из журнала "Вестник Российской Академии наук" том 71, N1, 2001, стр. 45-54).
Карлов Николай Васильевич - член-корреспондент РАН, председатель Центрального организационного комитета предметных олимпиад Минобразования РФ.
Кудрявцев Николай Николаевич - доктор физико-математических наук, ректор Московского физико-технического института.

История цивилизации отражает тот несомненный факт, что человечествообладает творческим стремлением понять природу вещей и явлений, познатьи преобразовать мир. Но эта тяга к новому и маняще перспективному, являясьвидовой особенностью человека, генетически присуща далеко не каждому. Большинствонаходит удовлетворение в процессе добротного и тщательного воспроизведенияуже известного, достигнутого.

Способность в массовом порядке репродуцировать все то, чем овладелипредшествующие поколения, необходима и похвальна. Подготовленные к томуумелые люди достойны всеобщего уважения и высокой оплаты их труда. Однакоинтеллектуальную элиту любого народа составляют личности творческие, яркие,мыслящие и действующие нестандартно. Получив адекватное способностям образование,они задают направление, определяют темп и масштабы прогресса человечества.Их мало: мудрое мироустройство таково, что лишь у весьма немногих из людейк наукам обращен "ум, алчущий познаний", а душевный жар - "кискусствам творческим, высоким и прекрасным" [1].

Талантливые дети являют собой великое общечеловеческое богатство, бесценноенациональное достояние, составляют тот ресурс, из которого рекрутируютсякогорты интеллектуальной элиты. Сам факт их существования, если создатьдля них должные условия, гарантирует человечеству безопасное и достойноебытие. Но очень трудно находить таких детей, выделять их из общей массы.Еще труднее обеспечить соответствующее их предназначению образование ивоспитание, поскольку в этом случае необходимо принимать во внимание преждевсего интересы отдельной личности, индивидуальные цели. По своей сути подготовкаэлиты - это развитие ярких индивидуальностей, которые с самого начала жизненногопути демонстрируют стремление к удовлетворению познавательных потребностейи из которых при правильной образовательной практике вырастают общественнополезные деятели.

Все множество детей примерно одного возраста - это море возможностей,океан талантливости. Каждый ребенок одарен по-своему, каждый - чудо изчудес, ибо в сжатые сроки детства и отрочества он переживает всю историючеловечества, как физиологическую, так и, в меньшей мере, социальную. Впренатальный и ранний постнатальный период онтогенез выводит ребенка вдостаточно строго определенную область параметров, характеризующих егокак представителя человеческого рода. Данная область никогда не стягиваетсяв точку, она протяженная, и всегда имеет место разброс параметров. Этозначит, что дети не одинаковы, они не равны друг другу. Среди них естьносители духа вождей и шаманов, воителей и мудрецов, поэтов и ученых, философови врачевателей, художников и мастеров - дети с высоким творческим потенциалом,которые рождаются всегда и повсюду и появление которых равновероятно впространстве и во времени.

Чтобы это потенциальное национальное богатство сберечь, приумножитьи использовать с толком, надо уметь отбирать таких детей, помогать им найтисебя и правильно оценить, бережно поддерживать их развитие. Эта нелегкаязадача имеет, помимо серьезных трудностей педагогического и методическогоплана, еще и социально-психологический аспект.

Высоко одаренные дети остро нуждаются в защите и поддержке, как моральной,так и материальной. Следует иметь в виду, что для них определяюще важныморальные стимулы - так уж они устроены. Поэтому рассмотрим сначала этусторону проблемы.

Талантливые дети должны чувствовать интерес к себе, к своим способностям,к проявляемому ими стремлению. Они должны, хоть издали, видеть перспективу,факел в руке впереди идущего и понимать, что факелоносец освещает и ихпуть. Прекрасный рассказ-притча В.Г. Короленко "Огоньки" полон глубокогосмысла для всех, но особенно - для творчески одаренной личности с тонкойдушевной организацией. Без путеводной звезды трудно, почти невозможно двигатьсявперед в зачастую непроглядной тьме повседневности. Для людей талантливых,а потому, как правило, одержимых высокой идеей, движение к цели оказываетсякак бы главной жизненной потребностью; в этом и корни их потенциальнойсчастливости и причины отнюдь не редких несчастий.

Находя и выделяя юные таланты, освещая им путь к знанию, умению, творчеству,надлежит иметь в виду и материальную сторону их жизнеобеспечения. Еслив круге интересов молодого человека доминирует фундаментальное естественно-научноеили гуманитарное знание, то ждать от него продуктивных усилий по жизненномуобеспечению не приходится. Отсюда вытекает необходимость материальной поддержкиодаренной молодежи.

Во всех обществах традиционно принято ободрять морально и материальномолодых людей, проявивших особые способности в области гуманитарной культуры- юных музыкантов, танцовщиков, художников, гимнастов и фигуристов, вообщеспортсменов. Результат виден сразу, меценатство вызывает умиление, общественныйотклик шумно благоприятен. Да и дело действительно хорошее и обществу нужное,прежде всего для сиюминутного самоутверждения.

Сложнее обстоит дело с одобрением и стимулированием одаренности в областифундаментальных наук. Талантливость в этой сфере не столь очевидна, развиваетсямедленнее и проявляется позднее, а стремление продемонстрировать себя,естественный эксгибиционизм творческого человека, присущие представителямизящных искусств, отсутствуют или принимают непонятную для обывателя форму.Да и во всем остальном поведение подростков, глубоко заинтересованных наукойи способных к занятиям ею, вызывает, как правило, непонимание, даже неприятиесо стороны ближайшего окружения.

Дети, особенно подростки, тянущиеся к наукам, фанатично отдающие всесвое время и энергию образовательным усилиям, выглядят дико в глазах своихсверстников (всегда), в глазах родителей (часто) и в глазах школьных учителей(нередко). Они одиноки. Коллектив сверстников видит в них выскочек, зубрили "ботаников", родителей пугает финансовая бесперспективность увлеченияих чад, средний учитель чувствует себя весьма неуютно рядом с более высокиминтеллектом, жадно поглощающим знания и достаточно бесцеремонно высказывающимнелицеприятные оценки.

Ясно, что интересы общества требуют специальных мер поддержки одаренныхмолодых людей повсюду, где бы они ни обнаруживались. Важно, чтобы не толькосами дети жадно и радостно стремились к источнику света, но чтобы и ихродители, и школа, и власть предержащие видели, что путь этот светел иперспективен.

НАЧАЛО

Нужно признать, что в России достаточно давно была понята необходимостьвыработать регулярные способы поддержки одаренных молодых людей. В середине30-х годов сделало первые шаги так называемое олимпиадное движение. К этомувремени в нашей стране практически полностью завершилась вызванная к жизнисоциальной революцией революция культурная, подходил к концу процесс ликвидации безграмотности, активно создавался многочисленный корпус инженеров-руководителеймассового производства, возникла идея элитного естественно-научного и инженерногообразования [2], немыслимого без фундаментальной научнойссоставляющей.

Элитное высшее образование требует соответствующего абитуриентскогоконтингента. (Нацеленность на занятия фундаментальной наукой исключаетиспользование сословных, классовых или этнических критериев при отборекандидатов.) Нужен поиск одаренных, способных к упорному и напряженномуумственному труду молодых людей, нужна система их целевой подготовки, ибоспособности расцветают только при постоянном упражнении, при осмысленномих употреблении. Эту двуединую задачу естественным образом решает практикапредметных школьных олимпиад.

Олимпиады возникли в России, и это не случайно. Дело в том, что длянашей страны, как, впрочем, и для многих других быстро развивающихся стран,характерен колоссальный разрыв в степени просвещенности между поколениямидедов и внуков. Ускоренный ход просвещения исключает естественную консервативностьэтого процесса. Принадлежащие к одной семейной линии, генетически, по плотиродные друг другу люди разных поколений становятся чужими по духу. На эточасто игнорируемое отличие России от благополучной Западной Европы обратилвнимание известный в конце XIX в. педагог и талантливый литератор А.Д.Галахов [3]. Образование происходит, конечно, в сфередуха, причем вне зависимости от того, материальны или идеальны интересыобучающегося, материалистична или идеалистична исповедуемая педагогическаяпарадигма. Поэтому так важна психологическая установка на образованностьтого или иного плана, в том числе фундаментального естественно-научногои гуманитарного. Роль олимпиадного движения в создании соответствующегопсихологического климата очевидна.

В настоящее время идея научных олимпиад школьников воспринята и реализуетсяво многих странах мира. Возникла же эта идея, как уже было сказано, в Россииеще до войны. У истоков олимпиадного движения стоял член-корреспондентАН СССР Б.Н. Делоне. Дальнейшее развитие предметных олимпиад в нашей странесвязано с именами академиков П.Л. Капицы, И.К. Кикоина, А.Н. Колмогорова,Ю.А. Осипьяна, члена-корреспондента АН СССР А.П. Терентьева, профессораА.Ф. Платэ.

Первыми были проведены олимпиады по математике (Ленинград, 1934 г.;Москва, 1935 г.). За ними последовали физическая (1938) и химическая (1939)олимпиады. Они организовывались Московским и Ленинградским университетамии по охвату участников были далеки от всероссийских. Однако это было начало,важное как таковое. Олимпиады школьников противостояли, казалось бы, прочноутвердившимся в советском обществе настроениям вульгарного эгалитаризма.Развивая состязательную составляющую неформального образования, они формировалиинтеллектуальную элиту страны.

Война прервала этот процесс, но характерно, что сразу же после победыолимпиадное движение было возобновлено. Уже весной 1946 г. МГУ провел средимосковских школьников математическую и физическую олимпиады.

Все послевоенное время вплоть до начала 60-х годов мехмат, физфак ихимфак МГУ регулярно проводили московские олимпиады по математике, физикеи химии соответственно. Благодаря этому были созданы организационные иметодические основы олимпиадного движения в СССР. Самое же главное, чтов те годы олимпиады наглядно показали свою "народнохозяйственную" значимость,позволив выявить и привлечь в науку много талантливой молодежи, составившейвпоследствии цвет московской профессуры.

Значительный прогресс в олимпиадном движении был достигнут в 60-е годы.Начал проводить олимпиады (с 1960 г.) Московский физико-технический институт,и они тут же в соответствии с физтеховским подходом к образовательномупроцессу приобрели всесоюзный размах. Дело это насколько точно отвечалообщественной потребности, что тогда же большую математическую олимпиаду,на которую съехались школьники из разных областей страны, собрал мехматМГУ. Громадный массив до того не использовавшихся человеческих возможностейвскрыло Сибирское отделение АН СССР, организовав в 1962 г. по инициативеакадемика М.А. Лаврентьева Всесибирскую физико-математическую олимпиаду.В следующем (1963) году МФТИ и физфак МГУ совместно провели физико-математическуюолимпиаду для школьников европейской части СССР.

Первый послевоенный этап развития олимпиад в СССР важен еще и тем, чтоименно в 50-60-е годы в МГУ и МФТИ сформировался устойчивый коллектив энтузиастовэтого движения - авторов заданий и методик, знатоков организационных тонкостейпроведения интеллектуальных состязаний.

К моменту, когда в 1964 г. было создано Министерство просвещения СССР(а в рамках административно-властной вертикали ему подчинялись и МинпросРСФСР, и минпросы других союзных республик) и министр член-корреспондентАН СССР М.А. Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системыпредметных олимпиад школьников, этот документ оказался адекватным и общественнымпотребностям, и возможностям, а потому хорошо подготовленным и выполнимым.Наличествовали грамотные кадры, был накоплен обширный опыт.

Соответствие олимпиадного движения сложившемуся в советском обществемнению о престижности точных и естественных наук [4],полное совпадение с интересами государства способствовали тому, что этоизначально общественное движение невообразимо быстро было поддержано нагосударственном уровне, получив уже в 1964 г. официальный статус Всесоюзнойфизико-математической и химической олимпиады. С 1965 г. олимпиады проводилисьпод эгидой Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и Академии наук СССР.

Система управления народным образованием (просвещением) в СоветскойРоссии и в СССР часто подвергалась реорганизациям. Союзные, союзно-республиканскиеи республиканские министерства и комитеты с невнятно определяемыми меройи областями компетенции возникали и исчезали, сливались и разделялись,нередко отношения между ними осложнялись нелепой административной ревностью.Однако государственная поддержка олимпиадного движения - идеологическая,организационная и финансовая - осуществлялась весьма последовательно.

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

После распада СССР олимпиада вновь стала всероссийской, вобрав в себянакопленный ранее опыт. В дополнение к олимпиадам по математике, физике,химии, биологии, информатике в последние три года проводятся олимпиадыпо астрономии, экологии, географии, экономике, отечественной истории, русскомуи иностранным языкам, литературе. Основные их цели неизменны - выявлениеодаренных детей, развитие у всех учащихся интереса к наукам, моральная(и материальная, если это удается) поддержка талантливых школьных педагогови их выдающихся питомцев.

Олимпиады проводятся в пять этапов: школьный, районный (городской),областной, зональный, заключительный. Общее руководство и методическоеобеспечение осуществляет Центральный организационный комитет и формируемыеим методические комиссии по предметам. Состав Центрального оргкомитетаопределяется приказом Министерства образования. Схема стройна и эффективна.Трудности начинаются, когда дело доходит до денег. Если финансированиепервого и второго этапов осуществляют местные власти и спонсоры, что вмалых масштабах всегда относительно легко организовать, то средства длятретьего, четвертого и пятого этапов Всероссийской олимпиады, а также дляучастия российских сборных команд в международных олимпиадах должно выделятьМинистерство образования РФ. К сожалению, добиться соответствующих бюджетныхассигнований бывает очень трудно, но и после утверждения бюджета деньгипоступают отнюдь не вовремя и зачастую в объеме, меньшем запланированного,если поступают вообще.

Энтузиазм научно-педагогической общественности, ясно понимающей важностьшкольных предметных олимпиад в деле устроения России, всегда был, естьи, наверное, будет чрезвычайно высок. Тому есть много причин. Едва ли неважнейшей из них, наряду с животворным чувством подлинного патриотизма,является ощущение востребованности усилий по организации олимпиад, по преодолениюбюрократических препятствий и финансовых затруднений. Детям олимпиады нужны.Они это наглядно демонстрируют наиболее убедительным способом - массовымучастием.

Масштабность олимпиадного движения потрясает. Ежегодно сотни тысяч детейпробуют силы, проходя через горнило олимпиадной состязательности. В 1998/99учебном году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьниковсоревновались 2000 учащихся 8-11 классов. Это составляет менее сотой долиобщего числа участников и, по грубой оценке, не превышает четвертой частитысячной доли (2.5 х 10-4) от численности соответствующей возрастнойкогорты. Другими словами, к заключительному этапу Всероссийской олимпиадыпо общеобразовательным предметам из каждых десяти тысяч старшеклассниковна состязательной основе отбираются два-три человека. Тем самым конституируетсякорпус будущей интеллектуальной элиты страны.

Победители заключительного этапа участвуют в международных олимпиадахшкольников по математике, физике, химии, биологии, географии, экологиии информатике. Они действительно лучшие из лучших. Таким образом отобранные(а в процессе отбора подготовленные) наши дети завоевывают золотые медалина международных олимпиадах.

С 1996 по 1999 г. российские школьники завоевали по математике, физике,химии и информатике 35 золотых, 26 серебряных и 11 бронзовых медалей. Заметнониже, что пока легко объяснимо, успехи по биологии, экологии и географии,где суммарно получено только 2 золотых, 11 серебряных и 20 бронзовых медалей.К августу 2000 г. наши дети стали обладателями 4 золотых медалей по химиииз 4 возможных, 5 золотых и 1 серебряной по математике (абсолютные первыеместа), 2 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовой по физике, 2 золотых, 1 серебрянойи 1 бронзовой по биологии (вторые места).

Надо сказать, что многократные обращения активистов олимпиадного движениясначала на имя Президента СССР М.С. Горбачева, а затем и Президента РФБ.Н. Ельцина возымели действие. В рамках президентской программы "ДетиРоссии", включающей раздел "Одаренные дети", осуществляется целевое (чтоособенно важно) финансирование всероссийских олимпиад, а также подготовкик международным олимпиадам и участия в них. Однако в таком тонком деле,как образовательная политика, существенную роль играют психологическиефакторы, моральная мотивация. Поэтому нельзя переоценить значимость такогособытия, как прием в Кремле Президентом России Б.Н. Ельциным победителеймеждународных олимпиад. Это знаковое мероприятие имело место только дважды- в 1995 и 1999 гг., к концу соответствующих президентских сроков, но важно,что это произошло.

Сейчас, когда в стране предпринимаются планомерные усилия по возрождениюроссийской государственности, есть все основания надеяться на повышениевнимания власть предержащих к олимпиадному движению. Определяюще важной,знаковой является готовность Президента России ежегодно торжественно приниматьв Кремле победителей международных олимпиад и их наставников. Разумеется,такая акция, если она проводится, не должна оставаться без внимания средствмассовой информации.

Следует ясно понимать, что то значение, которое придается в России олимпиадамшкольников, объясняется не только и не столько интересом государства квыявлению наиболее одаренных, хотя и это имеет место, сколько необходимостьюсоздать условия для пробуждения интереса к наукам у большого числа учащихся.Действительно, процесс взращивания интеллектуальной элиты глубинно связанс возможно более широким и правильно ориентированным обучением всех школьников.Во-первых, немассовость образования заужает выбор. Во-вторых, и это главное,без весомой культурной поддержки элита теряет силу, дееспособность, еслиугодно, народнохозяйственную значимость. Пирамида интеллектуальности, культурностине может быть опрокинутой, не может устойчиво балансировать на острие немногихвысоких достижений. Она должна плотно стоять на мощном основании надежнойобразованности широких слоев населения. В предметных олимпиадах школьниковвзаимная обусловленность массовой образованности и элитной подготовленностипроявляется естественным образом, оказывая заметное влияние на общий уровеньзнаний учащихся.

Не бывает учеников без учителя, талантливый учитель всегда находит талантливыхучеников. Поэтому понятен серьезный интерес олимпиад-ных движений к школьнымучителям, стремление помогать им, прежде всего морально и методически,а по возможности и материально. Выявляя лучших учеников, олимпиады позволяютнаходить те школы, где работают хорошие учителя. В соответствии со стандартнойолимпиадной методикой их приглашают на специально организуемые сборы иконференции.

Надо признать, что в последнее время государство в рамках общей политикибольшего внимания к образованию стало демонстрировать свое уважение к учителювообще и к учителю, увлеченному олимпиадным делом, в частности. Служебныйрост педагога, присуждение ему разного рода почетных званий в немалой степениопределяется успехами его талантливых учеников на олимпиадах.

Но денег у государства нет. Точнее, нет подлинного понимания необходимостисерьезных инвестиции в неодолимо и стремительно надвигающееся будущее.А когда нет понимания, то нет и желания и умения привлекать к делу образованияинтеллектуальной элиты деньги частных лиц и негосударственных организаций.

СОРОСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

В течение последних пяти лет в России под эгидой Международной соросовскойпрограммы образования в области точных наук (ISSEP) ежегодно весьма широкои открыто проводится олимпиада школьников по математике, физике, химиии биологии, получившая название Соросовской [5]. Ее организациязаметно отличается от традиционных всероссийских олимпиад. И это хорошо,так как отход, особенно на начальном этапе многоступенчатого соревнования,от несколько казенной атмосферы официальных состязаний может придать олимпиадномудвижению еще большую широту и открытость, вовлечь в образовательный процессновые слои молодежи.

Соросовская олимпиада проводится в три этапа, или тура. Первый из них,что принципиально, -заочный. Условия задач публикуются в специальных выпускахгазеты "Первое сентября", которые рассылаются в школы и учителям. Широкоиспользуются и современные электронные средства коммуникаций. В этой жегазете "Первое сентября", а также в "Соросовском образовательном журнале"и на сайтах Интернета публикуются решения задач. Дело в том, что по замыслуустроителей заочный тур олимпиады не соревнователен. Его цель - заинтересоватьблагородным делом приобретения знаний возможно большее количество молодыхлюдей, приохотить их к решению нестандартных, "внешкольных" задач и показатьтем самым увлекательность и посильность учения.

Заочный тур длится два месяца. По рассмотрении результатов организаторыолимпиады высылают в те школы, где учатся приславшие решения дети, сведенияо баллах, полученных каждым из них за каждую из задач тура вместе с даннымипо всей России о распределении участников по баллам. Каждый может найтисвое место и объективно себя оценить среди множества сверстников.

Во второй (первый очный) тур приглашаются все желающие, вне зависимостиот участия или неучастия в первом туре. Таким образом, заочный тур не служитэтапом отбора, который надо преодолеть, чтобы попасть во второй тур. Этообстоятельство известно заранее, тем не менее за пять лет проведения олимпиад71 тыс. школьников из 3500 школ стали участниками заочного тура. В сущности,это подготовительный класс заочной естественно-научной школы, подобнойЗаочной физико-технической школе МФТИ, тридцатилетний опыт работы которойзаслуживает специального рассказа. Уместно отметить высокую значимостьтакого рода деятельности с точки зрения воспитания у широкого круга учащихсясредних школ уважения к научным знаниям.

Реально Соросовская олимпиада является двухуровневой, включающей второй(первый очный) и финальный туры. За пять лет в первом очном туре принялиучастие свыше 600 тыс. школьников. Это в равной мере свидетельствует како блестящей административной и методической работе организаторов олимпиады,так и о нужности их труда.

Нельзя не обратить внимание на распределение интересов молодых людеймежду четырьмя предметами олимпиады: математика - 48, биология - 22, физика- 16, химия - 14%. Таков рейтинг математики среди нынешней молодежи, чтоестественно в компьютерный век виртуальных реальностей.

По результатам второго тура определяется список прошедших в третий (финальный)тур. В среднем финалистом становится один из 25-30 участников второго этапа.За пять лет проведения олимпиады в заключительном этапе приняли участиеоколо 25 тыс. школьников. Число финалистов Соросовской олимпиады болеечем на порядок превышает таковое на олимпиаде официальной. Это сделаносознательно, с целью воспитать у возможно большего числа школьников активноеотношение к познавательному процессу. Победителей заключительного тура,то есть занявших первое, второе и третье места, тоже довольно много. В1999 г. из 275 тыс. участников первого места были удостоены 120 человек,второго - 265, третьего - 350, что суммарно в три раза превышает числопобедителей зональных олимпиад Министерства образования, допущенных к участиюв заключительном этапе. При общем счете на сотни тысяч (школьников) совпадениевыборок по порядку величины на этих двух столь разных по стилю и организацииолимпиадах не может не свидетельствовать об их глубоком внутреннем родстве.

Нелишне заметить, что все золотые, серебряные и бронзовые медалистымеждународных олимпиад школьников по математике, физике, химии и биологии1999 г. одновременно являются победителями Соросовской олимпиады. При этомследует иметь в виду, что члены национальных сборных команд, выезжающихдля участия в международных соревнованиях, рекрутируются из числа победителейолимпиад Министерства образования.

Судя по всему, суммарная доля молодых людей, вовлекаемых в олимпиадноедвижение в области фундаментальной науки, не превышает 5% соответствующейвозрастной когорты. Обе олимпиады работают с одним и тем же контингентом,и поскольку они проводятся в разное время, не мешают, а дополняют однадругую.

Чтобы завершить затянувшийся рассказ о Соросовской олимпиаде, следуетотметить, что ее несомненный успех обусловлен не только хорошей организациейдела, не только адекватным финансированием (на олимпиаду 1999 г. потраченооколо 400 тыс. долл. США, на 2000 г. выделено свыше 100 тыс.), но и, впервую очередь, прямым использованием опыта российских предметных олимпиадшкольников.

ОЛИМПИАДНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ

Прежде чем двинуться дальше, уместно обсудить вопрос о так называемомолимпийском духе. Общеизвестно, что родина Олимпийских игр - Древняя Греция.Эллины верили, что состязания, публично проводимые в торжественной обстановке,приятны душам умерших. В те отдаленные времена подобные соревнования моглибыть только атлетическими, и они немало способствовали утверждению культаздорового и красивого тела, эпикурейскому жизнелюбию, умению радовать ирадоваться, да и вообще всему тому, что ассоциируется в нашем сознаниисо светлым образом колыбели европейской цивилизации. Олимпиады сплачивалинацию, периодически давая наглядный повод осознать свое единство и убедитьсяв реальности идеалов красоты, силы, благородства. Они проводились каждыечетыре года в течение одиннадцати веков, пока античный мир не рухнул поднатиском варваров. На полтора тысячелетия олимпиады ушли из жизни европейцев,но не из их памяти.

К концу XIX в. характерный для эпохи Возрождения, века Просвещения ивремени Великой Французской революции интерес к античности, распространявшийсяна политическую (фригийские колпаки и вскинутые в древнеримском приветствиируки французских республиканцев) и философски-художественную (классицизмэстетики Винкельмана и эпикурейский гуманизм Гете) сферы, приобрел новоезвучание. Столетие ушло на то, чтобы просвещенный мир осознал плодотворностьотношения древних к человеку и человеческому телу в его единстве с духом.

В 1875 г. немецкие археологи, вскрыв некие руины у подножия легендарногоОлимпа, обнаружили развалины стадиона, полностью разрушенного землетрясениемболее тысячи лет тому назад. Именно это открытие, став широко известным,побудило французского педагога и общественного деятеля барона Пьера деКубертена выдвинуть идею возрождения Олимпийских игр на международной основе.В 1894 г. в Париже Международный спортивный конгресс принял это предложение.

Кубертен верил, что атлетика, стремление к физическому совершенствуспособствуют совершенству духовному. Он не был одинок. В конце XIX-началеXX вв. в интеллигентской среде Европы и России понимание того, что греческаякультура, философия, искусство немыслимы без греческой гимнастики, сталообщим местом. Прославление естественной пластики движений человека, ихкрасоты, следование принципу единства физического и умственного развитияконституировало культурологический фон эпохи возобновления олимпиад.

Успешно развиваясь на этом фоне, олимпийское движение довольно быстроприобрело роль надежного социального инструмента вовлечения обширных, дотого скрытых человеческих ресурсов в благородное дело поднятия уровня нетолько "физкультурности" населения, но и его общей культурности. Не случайно,в СССР в 20-30-е годы термин "олимпиада" широко применялся для обозначениямногочисленных конкурсов и смотров художественной самодеятельности и народноготворчества, а в Германии и Австрии после Первой мировой войны были весьмапопулярны олимпиады рабочих хоровых коллективов.

В Советском Союзе энтузиазм ускоренной индустриализации закономерновызвал к жизни школьные предметные олимпиады - соревнование учащихся налучшее выполнение какого-либо задания в некоторой важной области знания.Как это ни парадоксально, но ключевым в предыдущей фразе является слово"энтузиазм". Азарт борьбы, преодоление страха поражения, яростное стремлениепобедить, предвкушение радости успеха, готовность к упорной дополнительнойработе, умение собраться и показать пик формы в нужное время и в нужномместе - все это требует высокого душевного настроя.

Надо сказать, что время начала (30-е годы), возобновления (40-е) и расцвета(60-е) школьных предметных олимпиад, когда их отличал эмоциональный подъем,довольно точно совпадает с периодами бурного инженерно-технического и естественно-научногоэнтузиазма в советском обществе, когда потребности в передовой прикладной,а значит, и фундаментальной науке резко обострились.

Эти строки пишутся весной 2000 г., на рубеже столетий. Как и полвеканазад, наша Родина вновь стоит перед лицом мощнейшего технологическоговызова, усиливаемого экономическими неурядицами, управленческой неразберихойи идеологической неопределенностью. Подлинный энтузиазм не возникает позаказу, но можно и нужно создать условия, благоприятствующие проявлениюскрытой пассионарности, дремлющей в гуще народной как некая генетическиобусловленная потенция.

Интеллектуальная элита необходима обществу прежде всего как единственнаяустойчивая форма существования интеллекта нации. Процесс ее подготовкидлителен и дорогостоящ, а цена ошибки может быть катастрофически велика.Олимпиады - один из эффективных путей формирования элиты. Но победителиолимпиад - еще не элита, это, если так можно выразиться, полуфабрикат,хорошо обогащенная золотосодержащая руда. Металл еще надо выплавить, очиститьот шлаков и отковать. Жизненно важен вопрос дальнейшего обучения выявленныхтаким образом одаренных детей, их высшего образования.

С момента своего создания 55 лет назад Московский физико-техническийинститут (Государственный университет) осознанно и целенаправленно строитполитику формирования студенческого корпуса на поиске, подготовке и отбореталантливой молодежи [6]. Сотрудники кафедр общей физикии высшей математики, многие другие преподаватели Физтеха всегда считалиделом чести участие в олимпиадах. Они составляют задачи, работают в жюри,оказывают содействие в организации зональных этапов и проводят заключительныетуры олимпиады, тренируют национальные команды для международных состязаний,занимаются с учителями.

Внимание Московского физтеха к олимпиадному движению проявляется весьманаглядно. В 1999 г. доля победителей олимпиад (финалистов Всероссийскихолимпиад по физике, математике, астрономии, призеров традиционной физтеховской,а также Санкт-Петербургской, Московской и зональных олимпиад по физикеи математике) среди абитуриентов этого вуза составила 78, а среди принятых- 85%. За предыдущие восемь лет, начиная с 1991 г., эти показатели в среднемдостигали 47 и 56% соответственно. Члены национальных сборных команд, выступающихна международных олимпиадах, принимаются в Физтех без экзаменов и вне конкурса.В 1999 г. таковых оказалось 19 человек, а в 2000 - 15.

Аналогичным образом строится в последние годы абитуриентская политикамногих других передовых вузов России, хотя и менее последовательно. Далеконе все из них осуществляют действительно широкий поиск, а главное - адекватнуюшлифовку талантов. Многие ограничиваются узко специализированной профориентационнойподготовкой абитуриентского корпуса в интересах только своего учебногозаведения.

Всероссийский размах приобрели не только олимпиады по физике и математике,но также Менделеевская олимпиада школьников по химии. Именно математика,физика и химия образуют фундаментальную "опорную плоскость" научно-техническогопрогресса, формируют тот обязательный естественно-научный triviurn эпохи,в которую мы живем. Менделеевская олимпиада, проводимая ежегодно в маеАссоциацией по химическому образованию и Российским химическим обществомим. Д.И. Менделеева [7], поддерживает лучшие традицииВсесоюзной химической олимпиады прошлых десятилетий. До распада СССР этаолимпиада вовлекала в свою орбиту на школьном этапе 1.5 млн. старшеклассников,на районном - 150 тыс., областном - 15 тыс., республиканском -1.5 тыс.,финалистов всесоюзного уровня - 260 человек. В самые трудные годы последнегодесятилетия, с 1993 по 1996 г., Менделеевские олимпиады проводились в Пущинеи Москве на базе химфака МГУ. В 1997 г. олимпиада фактически вернула себестатус международной, объединив в своих рядах юных химиков их стран СНГи Балтии.

Призеры Менделеевской олимпиады зачисляются на первый курс ведущих российскиххимических вузов без вступительных экзаменов, а в составе ее методическойкомиссии работают студенты-химики - вчерашние призеры этой самой олимпиады.Но главное состоит в другом. Менделеевская олимпиада задумана, реализованаи продолжает регулярно проводиться старейшим нашим научным сообществом- Российским химическим обществом им. Д.И. Менделеева, ведущим свою историюот Русского химического общества (1868 г., Санкт-Петербург). Авторитет,интеллект, влияние и воля глубоко уважаемого профессионального сообществапрямо и непосредственно включены в дело воспроизводства научной элиты.

"ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ..."

В истории человечества известны многие добившиеся успеха школы элитногообразования. Достаточно назвать Царскосельский лицей и Императорское училищеправоведения в России, Итонский колледж, Харроу и Винчестер в Англии илилицеи Генриха IV и Людовика Великого во Франции. Эти школы предназначеныготовить кадры правящей элиты. Культурная традиция трех тысячелетий античнойи христианской Европы определила гуманитарную (обществоведческую) направленностьполучаемого в них образования. До сих пор подавляющее большинство руководителейгосударств имеют именно такой образовательный фундамент. Приятным исключениемявляется, пожалуй, Маргарет Тэтчер, в недавнем прошлом премьер-министрСоединенного Королевства, получившая прекрасное естественно-научное образование.

В России государственные деятели первого ряда всегда, даже в советскоевремя, зачастую имели гуманитарное (политическое или военно-политическое)образование такого содержания, которое позволяло им осуществлять руководстволибо по наитию (в худшем случае), либо в соответствии со здравым смыслом(в лучшем случае).

В современную эпоху надежный в прошлом эмпирико-гуманитарный метод Итонскогоколледжа или партшколы оказывается неотвратимо устаревающим. Новому временинужны новые подходы к преподаванию наук об обществе. Здесь возникают серьезнейшиеметодологические проблемы.

Науки об обществе имеют дело с самым сложным объектом и потому должныбыть высшей ступенью познания. Однако реально они этой роли пока не соответствуют.Сейчас все более ясной становится необходимость обеспечить естественно-научныйфундамент подхода к общест-вознанию, а для этого - дать гуманитариям достаточнообстоятельную подготовку по математике, физике и биологии. Знание сил Природы,основ Мироздания и главных фактов науки о Живом необходимо, чтобы, по словамПушкина, внятно осознать и

"...неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье..."

Иначе невозможно удовлетворить духовную жажду и исполнить Божью волю.

Величественная сублимация "высокой поэзии священных книг" [8]в пушкинском "Пророке" потрясает. Трудно устоять перед искушением процитироватьэти строки в поддержку той мысли, что сколько-нибудь разумные подходы ксозданию науки об обществе возможны только при условии освоения базовыхначал точных и естественных наук, в первую очередь математики. Но этогомало. Для того чтобы естественно-научное знание правильным образом леглов основание социального, "естественники", в свою очередь, должны получатьфундаментальное гуманитарное образование, быть сведущими в науках о духе-философии и фитологии, мировой и отечественной истории, культурологиии социологии.

Подобно естествознанию и математике, гуманитарное знание высокого уровнятребует постоянного притока способных молодых людей. Как и в случае наукточных, настоящая одаренность в гуманитарной сфере весьма редка, достаточноспецифична и для полного самораскрытия требует большого труда. С 1997 г.министерство образования России проводит Всероссийские школьные олимпиадыпо отечественной истории, русскому и иностранным языкам, литературе, атакже по экономике, экологии, географии и праву. На международном уровнеиз перечисленных дисциплин наши школьники выступали только на олимпиадахпо географии и экологии и пока добились скромных успехов: за три года покаждому из двух предметов завоевано лишь восемь бронзовых медалей. Но следуетнадеяться, что при правильном отношении общественности и органов управленияк проблеме гуманитарной образованности населения и в этой области удастсядостичь большего. Причем нельзя уповать на кажущуюся легкость восприятияпредмета изучения; как и в случае наук точных, учиться должно быть трудно,но интересно.

Великолепным примером использования игровой формы в пропаганде гуманитарныхзнаний является телевизионная программа Ю.П. Вяземского "Умницы и умники"[9] - тематическая викторина на культурологические сюжетысо страноведческим оттенком. Последнее неудивительно, поскольку за этойпрограммой стоит Московский государственный институт международных отношений(МГИМО). Автор, ведущий, двигатель и движитель передачи Ю.П. Вяземскийзаведует кафедрой мировой культуры и литературы МГИМО. Эти немаловажныеобстоятельства не могли не повысить привлекательность интеллектуальнойигры, тем более что победители становятся студентами МГИМО без вступительныхэкзаменов, а финалисты имеют при поступлении существенные льготы.

Можно по-разному относиться к постановочно-художественной форме передачи"Умницы и умники", как, впрочем, и к ее названию. Но любые замечания оказываютсямалосущественными перед несомненным обаянием и интеллигентностью ведущего,а главное, перед глубиной и содержательностью программы, пробуждающей любознательность.По сути эта телевизионная игра представляет собой заключительный тур многоступенчатойкультурологической олимпиады. Начинают ее педагоги-энтузиасты школ, гимназий,лицеев [10], затем проводится единый для всех желающихзаочный тур. Отвечая письменно, в развернутой форме на предложенные вопросы,конкурсанты дают материал для предварительного отбора. Четверть- и полуфинальныесостязания проходят отдельно для москвичей и провинциалов, с тем чтобык финалу могли подойти и те и другие в равной мере. После месячной подготовкинаступает финал с его игровым, нарочито красочным блеском, с его телевизионнойпубличностью, но и с точно поставленными, неожиданно. глубокими и всегдаостроумно сформулированными вопросами.

Гуманитарию, особенно в той сфере деятельности, к которой готовят вМГИМО, должна быть свойственна некоторая интеллектуальная демонстративность,умение работать на публике и на публику. Программа "Умницы и умники" позволяетотбирать кандидатов, обладающих и этим обычно трудно определяемым качеством.

Столь подробно рассмотренный пример показывает, что и в гуманитарнойобласти олимпиадными методами удается успешно и эффективно формироватьвесьма специфическую когорту интеллектуальной элиты. Классические по предметномусодержанию, но разнообразные по форме и манере проведения культурологические,исторические, литературные, языковые олимпиады очень важны. Гуманитарнаяи тесно связанная с ней общая некультурность нашей деловой, управленческойи так называемой творческой элиты вопиет к небесам.

Сказанное еще раз оттеняет простую мысль о необходимости как всемерногоразвития традиционных форм олимпиадного движения, так и активного поискановых его видов. Здесь мыслимо невероятное разнообразие: олимпиады, творческиеконкурсы, турниры молодых талантов, научные конференции, интерактивныемастер-классы, каникулярные научные школы и т.п. Нужно всячески приветствоватьморальную и материальную поддержку усилий школьников, их родителей и учителейв благородном стремлении к профессиональному, общекультурному и нравственномусовершенствованию. Настало время задуматься над тем, как в олимпиадах поточным наукам отразить необходимость гуманитарной фундаментализации образованияестественников и, наоборот, естественно-научной - гуманитариев.

Здесь нельзя не упомянуть Всероссийский конкурс учебно-исследовательскихэкологических проектов школьников "Человек на Земле". Конкурс носит имяакадемика Н.Н. Моисеева - крупного математика и большого философа, авторамодели "Ядерная зима" и учения о коэволюции и экологическом императиве.Экология являет собой пример характерной для нашего времени меж- или, чтовернее, сверхдисциплинарной науки, объединяющей в нечто цельное не толькоматематику, физику, химию, биологию, медицину и науки о Земле, но и гуманитарноезнание. Поэтому условия конкурса содержат в себе требование дать историко-культурныесведения об объекте исследования, включая относящиеся к делу краеведческие,этнографические и фольклорные подробности, устойчивые традиции, мифы, предрассудки [11].

Заключая обзор истории и современного развития олимпиадного движения,нужно отметить, что состязательные формы комплектования будущей интеллектуальнойэлиты отнюдь не исключают иных, более кропотливых, растянутых во времени,менее зрелищных, но более основательных и индивидуализированных путей подготовкиодаренных молодых людей к научной карьере. Имеются в виду формации типаЗаочной физико-технической школы МФТИ, 33-летний опыт которой заслуживаетподробного рассмотрения. В наше время все виды заочного или, как нынчеговорят, дистанционного образования не могут рассматриваться вне системыИнтернет, явившейся формой реализации идей В.И. Вернадского, Е. Ле-Руаи Тейяра де.Шардена о ноосфере как о самоорганизующейся, независимой, глобальноразвивающейся и разумной общедоступной информационной сети. Можно сказать,что Интернет есть форма существования ноосферы. Но это тема отдельногоразговора.

Авторы благодарят Ю.П. Вяземского, С.М. Козела, М.Р. Леонтьеву, Г.В.Лисичкина, В.И. Миропольского, Е.С. Ротину и Г.Н. Яковлева, предоставившихценные сведения об олимпиадах, организацией и научным обеспечением которыхони профессионально занимаются. Авторы весьма признательны также Л.П. Скороваровой,ознакомившейся с этой работой в рукописи и сделавшей ряд существенных замечаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибоедов А. С. Горе от ума. М.: Наука, 1969. С. 45.
2. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. К истории элитного инженерного образования // Вестник РАН. 2000. N7.
3. Галахов А.Д. Записки человека. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
4. Карлов Н.В. Путь познания. М.: Воскресенье,1998.
5. Миропольский Б.И. Предисловие к книге "Пятая Cоросовская олимпиада школьников 1998-1999". М.: МЦНМО, 1999.
6. Я - Физтех (книга очерков) / Сост. Карлов Н.В., Cимонова Н.Ф., Скороварова Л.П. М.: Центрком, 1996.
7. Лисичкин Г.В. Химические олимпиады в нашей cтране: вчера, сегодня, завтра // Российский химический журнал. 1994. Т.XXXVIII. N4. С. 117.
8. Юрьева Ю.И. Пушкин и христианство. М.: Муравей,11998.
9. Митрофанова А. Игра стоит свеч. (Рукопись.); Торкунов А. МГИМО - стартовая площадка для элиты // Известия. 2000.25 августа.
10. Сидорова Н.Н. Умники и умницы. Интеллектуальная игра для старшеклассников // Обществознание в школе. 1999. N 3.
11. Человек на Земле - III Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников имени академика Н.Н. Моисеева // Химия и жизнь - XXI век. 2000. N 3.

Цитируется по http://vivovoco.rsl.ru/


[ Предыдущее сообщение     Оглавление     Последующее сообщение



vlad@ssl.nsu.ru