Педагогический вестник


Себестоимость обучения в ведущих ВУЗах (фрагменты интервью ректора Московского физико-технического института Н.Н.Кудрявцева для газеты "За науку" N15, 2001г., вопросы задавали А.Алябьев, М.Боргулев, А.Иванов).

А что с платным восстановлением? За прошлый год было очень много таких случаев.

Те, кто хорошо сдают собеседование, восстанавливаются на бюджетную форму обучения, и деканы об этом всегда ходатайствуют. Бывают случаи, когда собеседование сдают "не очень", но декан знает ситуацию, и все равно ходатайствует. Очень много значит - за что было отчисление. Думаю, если пришлось уйти из института по каким-то объективно очень тяжелым обстоятельствам, то восстановление произойдет на бюджетную форму. Если же интересы были другими, и институт использовался как "крыша", то зачем на дальнейшее обучение такого студента тратить бюджетные деньги? Да, сейчас деканы заинтересованы, чтобы больше было восстановлено на платной основе, но вопрос опять же в балансе. Если он нарушен, давайте смотреть. Для нас очень важна обратная связь, которую мы в том числе и от вас можем получить. Да, важная задача института - собирать деньги. Если сейчас убрать платников, я не знаю, как институт будет сводить свой баланс. Но прекрасно понимаем те опасности, которые таит коммерциализация образования и поэтому действуем очень осторожно. И если по России в среднем 47% платников, в МГУ - 40%, у нас < 15%. Больше 20% - считаю для Физтеха опасным в плане разрушения нашей системы и поэтому неприемлемым.

Будет ли к юбилею постановление о повышении стипендий?

У нас и так не слишком плохо; зная ситуацию в других вузах, я уже просто не могу настолько тянуть одеяло на себя. Три позиции мы хотим продвинуть именно к юбилею: поддержка ЗФТШ, которая сейчас лежит во многом на плечах института, поддержка преподавателей, инвестиции в реконструкцию практикумов, учебных корпусов и общежитий. В1991 году было Постановление правительства, в соответствии с которым на Физтехе введен расчет коэффициентов для финансирования оплаты 1:3, в Постановлении 1996 года - удвоенная стипендия и капитальный ремонт. Это Постановление два раза отменялось, и два раза мы его восстанавливали. К сожалению, почти все средства, которые удалось получить по этому Постановлению до дефолта 1998 года, ушли на восстановление четверки. И если бы пожара не было, то многое можно было сделать и в других общежитиях. Так что от вас многое здесь тоже зависит.

Празднуя юбилей, мы стремимся еще раз показать заслуги Физтеха, эффективность нашей системы. Она позволяет, если вы проводите серьезный научный эксперимент, делать его на базовой кафедре, значит, использовать инфраструктуру, например, РАН. Если бы у нас был вуз с традиционной структурой, лаборатории должны были бы находиться здесь, и были бы дополнительные затраты. Есть цифры, сколько "стоит" студент в год в разных вузах. На Физтехе он обходится бюджету в 28 тыс. руб., хотя на самом деле несколько дороже, поскольку есть еще затраты, покрываемые из внебюджетных средств. А в МГУ это 190 тыс, Институт нефти и газа - 54 тыс. рублей. Если взять Новосибирский ГУ, наш аналог, - там 12 тыс. И столь низкая стоимость у нас, при индивидуальной подготовке, определяется тем, что мы используем чужую научную инфраструктуру. Т.е., система Физтеха оказывается еще и экономически очень эффективной.


Цитируется по http://www.za-nauku.mipt.ru/


[ Предыдущее сообщение      Оглавление     Последующее сообщение



vlad@ssl.nsu.ru