Педагогический вестник


Новая парадигма образования (статья из приложения "Управление школой" к газете "Первое сентября", печатается с сокращениями)
По мотивам выступления директора московской школы-комплекса N 109, члена-корреспондента РАО Евгения ЯМБУРГА

Может ли образование стать способом профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов? С такого вопроса начал свою лекцию известный педагог иученый.

Он попытался проанализировать причины человеческой жестокости, нетерпимости, вызывавших кровавые войны, число которых не убывало, а даже увеличивалось от столетия к столетию, несмотря на растущий уровень цивилизации и образованности людей. Более того, самые разные факты свидетельствуют о том, что уровень образования сам по себе не является гарантией нравственного поведения. Например, кампучийский диктатор Пол Пот, замучивший тысячи безвинных людей, был выпускником... Сорбонны.

Вывод напрашивается один: школы ХХI века нуждаются в принципиально новой педагогической системе.

Сегодня у всех на устах словосочетание "качество образования", точнее "качество обучения", под которым подразумевается комплекс ЗУНов, в том числе свободное владение иностранными языками, информационными технологиями. Воспитание человека умелого и мобильного возможно осуществить средствами традиционной ЗУНовской педагогики, приправленной новыми методиками. Но это лишь одна из целей образования. Вторая, гораздо более важная, - воспитать духовную личность, а это подвластно лишь культурно-исторической педагогике, которую игнорировали в массовой советской, а теперь и в российской школе на протяжении последних нескольких десятилетий. Вместе с тем слово "духовность" сегодня поминают всуе все кому не лень, спекулируя на этом понятии и тем самым превращая его в пустышку. Но если внимательно разобраться, все трагедии ХХ века связаны с тоталитарным сознанием, носители и проповедники которого отождествляют свободу с анархией исчитают, что все наши несчастья - из-за чрезмерной свободы.

Однако культурно-историческая педагогика может развиваться только в условиях свободы. Это не означает, что ее ростки не пробивались в творчестве передовых советских педагогов: многие из них еще в те глухие времена стремились привить уважение к личности, а это - главная ценностная установка культурно-исторической педагогики и гражданского общества.

В то же время целые поколения советских граждан воспитывались на примере подвигов, часто сводящих на нет ценность человеческой жизни (вспомним героев, которые спасали трактора и другую сельхозтехнику ценой своей жизни, в то время как эта самая техника ржавела на колхозных полях).

Одна из задач культурно-исторической педагогики - преодолеть антропоцентризм, то есть чрезмерно преувеличенное представление о человеческих возможностях.

На каких ценностях воспитывать юное поколение? Это самый острый вопрос.

С одной стороны, ХХ век продемонстрировал крах атеистической морали и безрелигиозного гуманизма, с другой - еще более очевидна истина о том, что школа должна остаться светской, внеконфессиональной.

В своей книге "Школа на пути к свободе" Евгений Александрович перечислил 9 признаков духовного бешенства, среди которых признание монополии на истину и деление окружающих на "своих" и "чужих" являются характерными чертами религиозного сознания.

Это необходимо ясно понимать сегодня, когда некоторые представители православной церкви при поддержке известных деятелей образования, ... настаивают на обязательном изучении религии в школе (имеются в виду все традиционные конфессии). Однако даже при таком, на первый взгляд демократичном раскладе разделение учащихся неизбежно, впрочем, как неизбежна и утрата всякого интереса к вероучению...

Чтобы этого не произошло, Евгений Ямбург призывает в школах учить детей искусству диалогаи умению жить, как он выразился, "на перекрестке открытых вопросов". В жизни таких вопросов будет предостаточно, и каждый человек должен сам решить, когда ему взять в руки меч, а когда подставить щеку для удара.


Цитируется по http://www.1september.ru/ru/first.htm


[ Предыдущее сообщение      Оглавление     Последующее сообщение]



vlad@ssl.nsu.ru