Архив отдела новостей науки по физике и астрономии

Открыты новые спутники Урана (по материалам статьи В.Г.Сурдина в журнале "Природа" 1998, N8).

Американские астрономы Ф.Николсон, Дж.Бёрнс, Б.Марсден, Г.Уильямс, У.Оффут и их канадские коллеги Б.Глэдман и Дж.Кавелаарс, используя пятиметровый телескоп Паломарской обсерватории (США), открыли в начале сентября 1997г. два небольших спутника Урана, удаленных от него больше чем любой из уже известных 15 спутников этой планеты.
Этого открытия ожидали давно: за последние годы неоднократно предпринимались попытки обнаружить, далекие спутники Урана, чтобы доказать единство строения спутниковых систем у планет-гигантов. В результате пролета в 1979 - 1989 гг. межпланетных зондов "Вояджер-1 и -2" мимо Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна астрономы выяснили, что каждая из этих массивных планет окружена кольцом, в котором (или рядом) движутся крохотные спутники поперечником в  несколько десятков километров. Дальше от планеты обращаются массивные спутники типа нашей Луны. А еще дальше планету сопровождают маленькие "неправильные" спутники. Их называют так за особенности орбит: если близкие к планете спутники движутся по круговым орбитам, лежащим в плоскости ее экватора, то далекие - по "неправильным", заметно вытянутым и тяготеющим не к экватору, а к плоскости орбиты. Так сказывается гравитационное влияние Солнца, которое на большом расстоянии от планеты уже сравнимо с ее собственным притяжением.
Исключение из этой стройной картины представлял лишь Уран, лишенный, как казалось, неправильных спутников. Все его 15 ранее известных лун обитают сравнительно близко от планеты и обращаются в плоскости ее экватора, которая почти  перпендикулярна к плоскости орбиты планеты (говорят, что Уран "лежит на боку"). Но с обнаружением двух новых лун все стало на свои места: это типичные неправильные спутники. Они небольшого размера, около 100 км в поперечнике, и движутся по весьма вытянутым орбитам, расположенным ближе к орбитальной плоскости планеты, чем к экваториальной. Ожидания астрономов, привыкших искать гармонию в строении Солнечной системы, подтвердились и на этот раз.
Можно задать резонный вопрос: почему эти спутники Урана не были открыты раньше? Действительно, интерес к их поиску возник давно, Паломарский пятиметровый телескоп работает уже полстолетия, чего же не хватало? А не хватало чувствительных электронных приемиков света (ПЗС-матриц) и быстрых компьютеров для автоматического поиска движущихся объектов на цифровых изображениях. Только теперь, воспользовавшись этими приборами, сделавшими старый Паломарский телескоп значительно более зорким, астрономы смогли глубоко и детально несколько раз "прочесать" большую область вокруг Урана, угловой размер которой (20''x20") почти равен размеру диска Луны. На этой площади и содержится бесчисленное количество слабых звезд и галактик, изображения которых в принципе ничем не на отличаются от слабеньких пятнышек спутников. Но среди всех этих "гор пустой породы" компьютер смог выделить те немногие изображения, которые за время между экспозициями (около 1 ч) чуть-чуть передвинулись среди звезд из-за относительного движения Земли и Урана с его "семейством".
Но процесс открытия на этом не завершился, а только начался. Необходимо было подтвердить существование новых членов Солнечной системы, измерить их характеристики и определить орбиты. Пока орбита нового тела не известна и его  положение нельзя предвычислить на несколько дней вперед, это тело вполне может быть потеряно (что уже неоднократно бывало в истории астрономии), например, из-за нескольких дней плохой погоды, не позволяющей проводить наблюдения. Поэтому в работу немедленно были включены большие и средние телескопы разных обсерваторий - в Калифорнии и Нью-Мехико, на о-вах Гавайи и Ла-Пальма.
Кроме этого, были просмотрены все ранее полученные изображения области неба вокруг Урана, в надежде отыскать на них следы новых спутников. И они нашлись: не так уж трудно сделать находку, когда точно знаешь, где и что нужно искать. Но для авторов этих старых снимков, пытавшихся многие годы назад совершить свое открытие и "проморгавших" его, подобное известие прозвучало весьма драматически. Можно представить печальное состояние американского астронома Д.Крукшенка, сделавшего неудачную попытку в 1984 г. фотографически обнаружить эти же спутники Урана, когда оказалось, что на его фотопластинках изображения спутников были зарегистрированы, но не опознаны.
Впрочем, такое в истории астрономии происходит не впервые. Хрестоматийный пример - Галилео Галилей, "проморгавший" новую планету Нептун. Изучая движение открытых им в 1610 г. спутников Юпитера, Галилей систематически зарисовывал в тетради их положение на фоне неподвижных звезд. Как выяснили современные астрономы, в 1612 г. Галилей отметил положение неизвестной тогда планеты Нептун, приняв ее за одну из звезд. Лишь спустя два с лишним столетия Нептун был открыт "на кончике пера" французским математиком У.Леверье и по его указанию обнаружен на небе немецким астрономом И.Галле. Хорошо, что Галилей об этом уже не узнал - ведь он был весьма честолюбив. Правда, и его случайное наблюдение не пропало для науки: использовав не очень точное, но зато удаленное по времени положение Нептуна, отмеченное Галилеем, астрономы смогли построить высокоточную теорию движения этой планеты. Нашему современ-нику Д.Крукшенку остается утешать себя примером Галилея: положение новых спутников Урана в 1984 г. помогло астрономам выяснить особенности движения этих любопытных объектов. Именно характер их движения даст возможность понять историю происхождения спутников, тесно связанную как с эволюцией Солнечной системы в целом, так и с формированием "микропланетной" системы Урана.
Имена новым спутникам еще не даны; пока у них есть лишь технические обозначения S/1997 U1 и S/1997 U2, говорящие о том, что это 1-й и 2-й по порядку среди открытых в 1997 г. спутников (satellite) планеты Уран (Uranus). О них пока мало что известно:

Параметры S/1997 U1 S/1997 U2
Радиус спутника (км)
30
60
Орбитальный период (сутки)
654
495
Большая полуось орбиты (км)
7800
6470
Эксцентриситет орбиты
0,2
0,4
Приведенные значения величин еще будут уточняться. Так, размеры спутников пока оценены весьма условно по их блеску (видимой яркости) в предположении, что их поверхность отражает солнечный свет так же, как поверхность Луны, т.е. отражает всего около 7% падающего на нее света. Это характерно для небольших спутников планет; но в системе Урана есть тела, отражающие до 20% света (например, спутник Нереида). Если поверх-ность новых спутников столь же белая, то их размеры вдвое меньше указанных в таблице.
Итак, эпоха "великих географических открытий" в Солнечной системе еще далека от завершения. Все только начинается...