Архив отдела новостей науки по физике и астрономии

Открыт второй астероид с собственным спутником (по материалам журнала "Природа", 1998, N10, стр.106).

В июле 1997 г. в 17 млн. км от Земли пролетел астероид Дионис. Он пересек орбиту нашей планеты и быстро ушел на окраину Солнечной системы. Однако его кратким визитом успели воспользоваться астрономы С.Моттола и Г.Хан (S.Mottola, G.Hahn; Управление аэрокосмических исследований Германии, Берлин).
Они обнаружили, что яркость свечения крошечного астероида (диаметр всего около 1 км) изменяется с определенной периодичностью. Это могло означать одно из двух: либо альбедо двух сторон поверхности этого вращающегося вокруг своей оси небесного тела сильно различается, либо между Землей и Дионисом временами пролетает некий неизвестный темный объект, заслоняя астероид.
Когда к исследователям присоединился их американский коллега А.Харрис (A.Harris) и они совместно использовали новейший инфракрасный телескоп на горе Мауна-Кеа (о.Гавайи), было сделано немаловажное открытие. Оказалось, что у Диониса, при всей его малости, имеется собственная "луна". Причем поперечник этого микроскопического по астрономическим масштабам естественного спутника измеряется, видимо, лишь десятками метров. Именно он, обращаясь вокруг Диониса, отбрасывает на его поверхность летучую тень.
Это лишь второй известный науке случай, когда у астероида есть свой спутник. Прежде такая "луна" была обнаружена у Иды, но она все-таки в шесть раз крупнее Диониса и, соответственно, ее "луна" тоже побольше. Однако тот факт, что теперь открыто уже два астероида, обладающих спутниками, говорит о вероятности существования еще множества сходных систем - раньше мы просто не имели возможности их наблюдать. Воистину: "На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их каждый примечал".
(New Scientist. 1997. V.155. N2093. Р.21 (Великобритания)).