На пути к телескопам-великанам (статья из журнала "Природа" N  6, 2000).

За время, прошедшее с момента, когда Галилео Галилей впервые нацелил в небо свою 4-сантиметровую астрономическую трубку, размеры телескопов многократно возросли, и "чемпионом" ныне считается Оптический телескоп им. Кека, установленный на гавайской вершине Мауна-Кеа. Диаметр его входного светового отверстия достигает 10 м. Но ученые мечтают о приборах намного чувствительней к слабому световому потоку удаленных источников. Этой проблеме был посвящен прошедший недавно в Швеции специальный симпозиум, на который собрались директора обсерваторий, астрономы, оптики, инженеры-телескопостроители из многих стран мира.

Конечно, уже действующие интерферометры, в которых в одну точку сводятся световые лучи разных приемников, тоже дают резкие изображения удаленных небесных объектов. Пример - Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории. Но с помощью единого гигантского зеркала можно будет собирать куда больше света, а значит, обнаруживать и анализировать спектры весьма тусклых объектов. Такой прибор позволил бы выделять излучение, отраженное планетами звездных систем, расположенных вблизи Солнечной, исследовать химический состав их атмосфер (в частности, для выяснения возможности там жизни) или наблюдать чрезвычайно удаленные галактики, по которым можно судить о ранней эволюции Вселенной.

Удвоение диаметра главного зеркала увеличивает расходы на создание инструмента примерно в шесть раз, так что 100-метровый телескоп обошелся бы не менее чем в 20-30 млрд. амер. долл. Но технология совершенствуется, и специалисты ЕЮО полагают, что теперь на это уйдет менее 1 млрд. (вдвое меньше, чем на постройку Очень большого телескопа).

Большинство специалистов склоняется в пользу составных зеркал из сотен или даже тысяч сегментов, но немало конструкторов считают технически возможным отлить цельное 50-метровое зеркало. Такой монолит даст лучшие изображения и потребует менее сложных конструкций для его поддержания.

С проектом Крайне большого телескопа выступили несколько шведских специалистов. Они предлагают создать гигантское составное зеркало из 550 шестиугольных сегментов 2-метрового размера. Вместе они образуют параболическую поверхность, фокусирующую свет звезды на 4-метровое вторичное зеркало, устанавливаемое в 70-80 м над главным. Оно в свою очередь посылает луч обратно через центральное отверстие в главном зеркале, где его анализируют фотокамеры и спектрографы. Однако такую большую систему зеркал (рассматривается даже вариант со 104 тыс.!) очень трудно отъюстировать.

В целях удешевления можно было бы отказаться от привычной параболической формы в пользу сферического зеркала, однако неизбежные тогда искажения пришлось бы корректировать. Преимущество же в том, что все сегменты могут быть одинаковыми, а это облегчит проблему полировки кривых поверхностей.

Группа астрономов из Национального объединения оптических обсерваторий (Тусон, штат Аризона), Университета штата Техас в Далласе и Пенсильванского университета в Юниверсити-Парке предлагает проект 30-метрового телескопа, копирующего Телескоп им. Хобби и Эберли, который действует в Макдональдской обсерватории в Техасе. Его сферическое зеркало должно монтироваться на вращающейся платформе, нацеленной на высоту 55° над горизонтом. Постройка его не вызовет особых затруднений, а стоимость не превысит 250 млн. амер. долл.

Коллектив ЕЮО готов разработать Ошеломляюще большой телескоп со 100-метровым сферическим зеркалом. Его первичное зеркало размером с футбольное поле должно будет поддерживаться сооружением, по высоте почти равным египетской пирамиде, а светособирающая поверхность вдесятеро превысит площадь всех построенных до сего дня телескопов. В отличие от других предлагаемых гигантов он сможет поворачиваться на 360°. На изготовление проектируемых в нем зеркал размером по 2,3 м в лучшем случае уйдет не менее восьми лет. Общая масса подвижной конструкции оценивается в 17 тыс. т, что в 35 раз больше, чем у знаменитого Телескопа им.Хейла, установленного в обсерватории Маунт-Паломар в Калифорнии. Проект этого воистину ошеломляющего гиганта должен быть завершен в 2002 г.; его строительство обойдется в 900 млн. амер. долл.

Разнообразие идей, по мнению участников симпозиума, - фактор положительный. По-видимому, во многих случаях потребуется координация сил и средств, предоставляемых различными странами.

Подробнее в журнале Science. 1999. V. 284. N 5422. P. 1913 (США).

Цитируется по http://www.accessnet.ru/vivovoco/